Татьяна Гицевич
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально, так как только в детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными. У ребёнка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, состраданию, любви. Увеличить запас слов, выразительность речи могут помочь малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.
Публикация «Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Что относится к детскому фольклору?
Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки- игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички- обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки- весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевёртыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Работа по развитию речи детей с помощью знакомства с малыми жанрами фольклора осуществляется через:
- совместную деятельность с детьми- режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу;
- специально- организованное обучение- на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре.
При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и задавать их. В этом возрасте проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Главными направлениями в развитии речи детей старшего возраста являются :
- содержательность и связность речи (диалога и монолога);
- развитие речевого творчества, выразительности речи,
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
Дошкольник с развитой выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, он интересный собеседник и желаемый участник разных видов деятельности. Потешки и прибаутки, пословицы и поговорки, заклички и загадки - всё это речевое богатство воспринимается и осваивается детьми легко, без усилий, способствует развитию образного мышления, тренирует память, расширяет кругозор, способствует более лёгкому усвоению знаний, обогащает речь детей, помогает "разговорить" их.
При отборе фольклорных произведений необходимо учитывать следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная значимость;
- возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, песен, сказок, загадок, закличек.
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Знакомим детей с тем, что заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы. Они наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды.
Ай, авсень, авсень, авсень, сеем жито целый день!
Свети, солнышко, нам с неба, чтобы больше было хлеба
Чтоб снопы были толсты, чтобы лён пошёл в холсты.
Закличка, приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению, насекомому в лесу, в поле, к объекту природы; она рождает в ребёнке веру в весомость и значимость слова. Он обращается к силам природы.
Гром гремучий, тресни тучи, дай дождя с небесной кручи.
Радуга-дуга, перебей дождя, перебей гром, не попал бы в дом.
Кукушечка, кукушечка, серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку - сколько лет я проживу.
Дети узнают, что приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Используя знания примет в повседневной жизни, у детей развивается наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дети знают, что если зимой месяц кверху рожками- к морозу; красный закат- будет ветер; дым к земле клониться- к ненастью; одуванчики сжимают свои головки- к дождю и др.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. В них мудрость русского народа, поэзия народного языка. Отгадывание загадок само по себе способствует развитию у детей догадливости, сметливости. Педагогически целеустремлённая работа над содержанием и образным языком загадки неизмеримо больше обогатит и мысль и речь детей.
В работе с загадкой особенно полезно для ума ребёнка не простое отгадывание её, а умение приладить отгадку к загадке, объяснить её образный смысл. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Решение этой задачи неизменно сочетается с речевой деятельностью, разъясняется смысл слов, словосочетаний, раскрываются образные средства языка загадки. Это помогает детям составлять свои интересные и образные загадки. Потешный фольклор : считалки, дразнилки, небылицы, докучные сказки, скороговорки возникли в народе, вероятно, для развлечения. И сейчас ими пользуются в минуты отдыха, для разрядки умственного или физического напряжения. На самом же деле трудные сочетания звуков и слов скороговорки, произносимые быстро, требуют от произносящего напряжённого внимания, усиленной и чёткой работы речевого аппарата, то есть скороговорка способствует развитию произвольного внимания и служит своего рода гимнастикой для речевых органов.
Идёт с косой косой козёл.
Осип, Осип, Ахрип охрип.
Разучить скороговорку, быстро, внятно её произнести- любимое занятие детей. Дети с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность. Им нравиться составлять рассказы, сказки на темы скороговорок.
У пруда утка, на утке куртка.
У Матрёны и Вики губы чёрны от черники.
На опушке волнушки, на полянке поганки.
Докучные сказки, считалки, дразнилки хороши своим юмором. Они занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное творчество. Запас их должен быть всегда в памяти. Случай подскажет время и место когда их использовать. Они являются прелюдией к настоящим сказкам, к играм, настраивают детей на весёлый лад. Дети с удовольствием их проговаривают, рассказывают.
Жили-были два павлина, вот и сказки половина.
Жили-были два гуся, вот и сказка вся.
Кады-бады, налей воды, корове пить, тебе водить.
Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.
Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
А и где это видано? А и где это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла, чтобы веник раскудахтался,
Поварёжка бы утят высидела?
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Народные игры так же, как песни и сказки переходят из поколения в поколение. Народная педагогика определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. Народная игра иной раз ставит ребёнка в такое положение, когда его ум должен работать живо и энергично. Такие как: "Да и нет не говорить", "Коза-коза".
- Коза, а коза. - Бе-е-е.
- Где твоя хозяйка? - В избе.
- А где изба? - В лесу.
- А где лес? - За горой.
- А где гора? - За облаком и так далее.
Цель этой игры - быстро придумать вопрос и ответ на него.
Пословицы и поговорки- это краткое изречение, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Не всякий расскажет сказку или споёт песню, а пословицу каждый когда-нибудь да скажет, и сам не заметит, что употребил её в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Всего правильнее сказать пословицу, поговорку в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие её фото, обстоятельства. Скрытый в них смысл становится тогда для ребёнка ясен. И в нужный момент дети их употребляют.
Умный не тот кто много говорит, а тот кто много знает.
Поспешишь- людей насмешишь.
Пословицы и поговорки надо подбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов.
Апрель водой славен, почками красен.
Без росы и трава не растёт.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражение в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.
Литература
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль:"Академия развития",2007.-240c.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -П. :"Детство- Пресс", 1999.-304c.
3. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С. -П. :"Детство-Пресс"-2011.-384c.