Приложение МААМ

Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Мехедова
Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. В настоящее время, к моменту поступления в школу дети должны быть готовы к успешному усвоению программы общеобразовательной школы. Они должны уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание своей и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы, распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения в дальнейшем. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Публикация «Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В логопедической работе по обучению грамоте используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

Для овладения такими базовыми понятиями, как звук, слог, предложение, умений дифференцировать характеристики звука, ориентироваться в «линейности» слова, необходима сформированность надлежащего уровня образного мышления.

Дети с речевыми нарушениями отличаются сниженной познавательной активностью, замедленным темпом формирования умений и навыков, требующих использования абстрактных категорий. С целью активизации процесса усвоения такими детьми вышеуказанных умений и навыков необходимо задействовать как можно больше количество анализаторов.

В коррекционной работе на этапе формирования фонематических процессов, могут использоваться графические схемы слогового и звукового состава слова, знаково-символическое моделирование (сочетание методик Г. А. Каше, Д. Б. Эльконина, Ткаченко Т. А.). Детям предлагается подобрать слово к определённой схеме, или схему к заданному слову; выложить «слово» при помощи зрительных символов звуков. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

На занятиях по обучению грамоте в упражнениях по формированию звукового анализа и синтеза могут использоваться зрительные символы гласных и согласных звуков. Согласно представлениям некоторых педагогов-практиков, предполагающих, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, то восприятие материала будет происходить успешнее, а именно:

- во-первых, легко запоминаться детьми,

- во-вторых, быстро воспроизводиться,

-в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом,

-в-четвёртых, усилят звуковое восприятие ребёнка путём дополнительной опоры на различные анализаторы. Следовательно, такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и синтеза, и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте.

В логопедической работе мы предлагаем увязать условные звуковые обозначения с общепринятой символикой.

Красный цвет - для гласных звуков. При выборе условных обозначений для гласных звуков, в большей степени, определяющим фактором является опора на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое).

Синий цвет – для согласных твёрдых звуков. Эти звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для обозначения каждого из них можно использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Для ребят подготовительной группы все согласные твердые звуки будут обозначаться кружочками синего цвета.

Зелёный цвет – для согласных мягких звуков. Образы согласных мягких звуков предлагаются детям немного меньше по размерам, чем образы согласных твёрдых звуков. Для ребят подготовительной группы все согласные мягкие звуки будут обозначаться кружочками зеленого цвета.

Такой «цветовой» подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по таким существенным признакам, как: гласные – согласные, твёрдые согласные – мягкие согласные, и перекликается с привычными для специалистов схемами, соблюдающими преемственность в работе между детским садом и школой.

При проведении заданий на определение места звука в слове могут использоваться картинки - плоскостные «изображения» слов. В качестве зрительной аналогии при определении позиции звука в слове мы использовали плоскостное изображение паровозика с вагончиками, гусеницы, «звуковых решёток» и цветные символы звуков. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

В работе можно использовать пособия, которые представлены в виде игр-схем, позволяющих в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки (авторы – учителя-логопеды Егошина Н. Н., Колотовкина В. А., Янова Т. В.) В играх-схемах для обозначения звуков используются стандартные цветные символы (красные, синие, зелёные кружки).

Цель пособий : развитие фонематического восприятия и овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа и синтеза через игры-схемы.

Сложность и объём изучаемого материала зависят от периода обучения в коррекционной работе. Приведём несколько вариантов подобных игр-схем.

«Квадрат» (Слайд 11)

Задача: тренировать детей в наличии заданного звука в слове. Логопед называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии заданного звука в слове дети с помощью фишки (пальца) начинают движение от определённой геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания дети оказываются на геометрической фигуре, задуманной логопедом.

«Косынка» (Слайд 12)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по твёрдости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определённого цвета, задуманного педагогом.

«Косынка» (Слайд 16)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или к кругу без него. При правильном выполнении задания дети оказываются на треугольнике определённого цвета, задуманного педагогом.

«Лабиринт» (Слайд 13)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от правого нижнего угла со стрелками, указывающими направление движения. Если в слове твердый согласный — дети перемещают фишку (палец) на одну клетку влево, если в слове мягкий согласный — на одну клетку вверх.

«Поймай шарик» (Слайд 14)

Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по твёрдости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх, к шарикам синего и зелёного цвета и определяют, какой шарик поймал заяц.

Так же в работе можно использовать специальные пособия по звуковому анализу слов. Их особенность – самостоятельная зарисовка детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков. В них кратко излагаются задания с графическими подсказками, помогающие родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а также служащие подтверждением выполненного задания и одной из форм динамического наблюдения за успехами детей при формировании звукового анализа изучаемых слов.

Используя эти пособия в учебно-коррекционном процессе, дети приобретают возможность самостоятельно обдумывать каждое задание. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальное пособие, компонуя разнообразный материал. Приведенные картинки-упражнения используются как на занятиях, так и при выполнении детьми домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово, и графически обозначая его, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зри-тельно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процес-сы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, на занятиях по обучению грамоте мы можем использовать различные игровые упражнения.

Упражнение «Гномики Травинка и Льдинка».

Цель: Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

Задание: гномику в зеленой одежде –картинки с мягким согласным звуком;

Гномику в синей одежде – картинки с твёрдым согласным звуком.

Игра «Рассели буквы по домикам»

Задание: в домик с красной крышей поселить буквы, обозначающие гласные звуки, в домик с синей крышей с колокольчиком – буквы, обозначающие звонкие согласные и т. д.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей. АНАТАЦИЯ В работе представлены дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

Использование игрового методического пособия «Парашют» в работе с детьми дошкольного возраста» План-конспект мастер-класса. Цели и задачи: 1. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников; 2. Ознакомление.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). - Давайте закроем глазки,.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг» Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Статья «Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2015 в 13:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мехедова (УИ 347758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД