Ямщикова Вера
Сценарий спортивного праздника в рамках проекта «Рождественские святки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида "Ромашка
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ»
10.01.2025–16.01.2025
Выполнили:
Музыкальный руководитель : Ямщикова В. А.
Воспитатель средней группы: Кравченко М. Ю.
с. Тегульдет, 2025
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье.
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
7. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
8. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
9. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
10. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
11. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальности проекта
Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры задача, требующая не только теоретического знания, но и глубокого погружения в атмосферу традиционных праздников и игр становится всё более актуальным. Именно родная культура должна стать основой формирования личности ребёнка.
Как гласит народная мудрость, «нет дерева без корней, а дома без фундамента». Невозможно построить будущее, не зная исторических корней и не опираясь на опыт предыдущих поколений.
Народная культура — это многовековой опыт, воплощённый в предметах искусства, труда и быта. Это традиции, обряды и обычаи, мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие уникальность нации.
Однако из-за различных причин большая часть духовного наследия и предметов материальной культуры были утрачены. Процесс потери этого достояния продолжается и сегодня, создавая критическую ситуацию, при которой мы можем лишить будущие поколения ценнейшего достояния народной культуры и окончательно разрушить связь с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании является актуальным и естественным. Игровые и художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые в фольклоре, близки детскому восприятию и соответствуют психике ребёнка.
Традиционная празднично-обрядовая культура предоставляет уникальные возможности для реализации этого процесса. Общество без традиций невозможно, как и общество без культуры.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, является актуальной задачей, которая не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа и освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки и произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит глубокий след в душе ребёнка и вызовет устойчивый интерес.
Данная программа, направлена на достижение этой цели, должна строится на комплексном подходе, активизирующем различные сферы развития ребенка: познавательную, речевую, двигательную и эмоционально-волевую. Центральным звеном предполагаемой программы стало знакомство с рождественскими святками – периодами между Рождеством и Крещением, насыщенным уникальными обрядами и традициями, наиболее ярким из которых является колядование.
Цель программы – погрузить детей в мир русской народной культуры через интерактивное участие в традиционных играх и обрядах, стимулируя речевое развитие посредством двигательной и театрализованной деятельности. Это позволит им не просто узнать о святках, но и прочувствовать их неповторимую атмосферу.
Задачи программы расширяют и конкретизируют поставленную цель:
1. «Знакомство с обрядом колядования»
Программа предусматривает не просто рассказ о колядовании, а активное вовлечение детей в процесс. Ребята узнают о разных вариантах колядования песен от простых, задорных припевок до сложных, драматических сюжетов, раскрывающих символизм рождественских праздников. Мы рассмотрим традиционные колядные костюмы, обсудим ритуалы посещения домов, изучим различные варианты поздравлений и благодарностей. Важно подчеркнуть социальный аспект колядования это не просто пение, а обряд с определенными правилами и символикой, который сближал людей и создал атмосферу общего праздника.
Кроме того, мы изучим географические вариации колядок, показывая разнообразие русской культуры.
2. «Обогащение словарного запаса»
Программа нацелена на расширение словарного запаса детей через использование аутентичных текстов колядок, поговорок, пословиц, связанных с зимними праздниками.
Мы будем работать над интонационной выразительностью речи, обучая детей правильно ставить ударение, изменять темп и громкость голоса в зависимости от контекста. Особое внимание будет уделено изучению образных выражений и метафор, присущих народной поэзии. Занятия будут включать в себя игры на развитее речи, загадок, скороговорки, связанные с темой святки.
3. «Развитие театрально- игровой деятельности»
Дети будут участвовать в инсценировках колядок, народных зимних игр, таких как «Коза», «Золотые ворота», «Жмурки» и тд. Это позволит им проявить творческие способности, научиться работать в команде, развивать умение импровизировать и включаться в коллективную игровую деятельность. Мы создадим атмосферу праздника с помощью декораций, костюмов и музыкального сопровождения.
4. «Развитие эмоциональной отзывчивости и внимания»
Программа будет способствовать развитию эмоционального интеллекта детей, учит их эмпатии и сопереживанию. Через игру они научатся понимать чувства других людей, развивать внимание и наблюдательность.
5. «Воспитание патриотизма и любви к Родине»
Знакомство с традициями и обычаями своей страны будет способствовать формированию чувства патриотизма и любви к России. Дети поймут, что русская народная культура это богатое наследие, которое нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Программа будет способствовать формированию у детей чувства причастности к истории и культуре своей Родины. Мы будем использовать подлинные аутентичные материалы, чтобы дети почувствовали дух времени и поняли, насколько важно сохранить традиции.
Основные мероприятия по реализации проекта
Подготовительный этап
№ п/п Мероприятия Исполнители Отметка о выполнении
1. Ознакомление участников проекта с актуальностью проблемы. Воспитатели
2. Определение методов и приёмов работы. Воспитатели
3. Подбор иллюстраций, аудио- и видеоматериалов. Воспитатели и музыкальный руководитель
4. Подбор методической и художественной литературы по теме. Воспитатели
5. Подготовка и проведение мероприятия «Святки». Воспитатели и музыкальный руководитель
Этап основной.
Образовательные области. Мероприятия. Исполнители. Отметка о выполнении.
Познавательное развитие. 1. Беседы: «В дни Святок», «Без доброты нам не прожить на свете», «Что за чудо — этот храм!», «Легенда о Рождественской ёлочке», «Бабушкины рассказы».
2. Просмотр презентаций: «Колядки», «Гадания».
3. Д/и: «Что изменилось», «Гуляй на святки без оглядки!», «Деревенский дворик». Воспитатели, дети.
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мой дом», «Подготовка к празднику», «Дочки-матери». Воспитатели, дети.
Речевое развитие. Составление рассказов: «Как мы отмечаем праздник».
Составление рассказов на тему: «Как мы, воспитатели, играем с мамой и папой». Чтение произведений: В. Соколовский «Круг светлых дней», Т. Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», «Рождественская история». Изучение стихотворений на тему «Рождество». Заучивание колядок. Воспитатели, дети
Художественно-эстетическое развитие Разучивание русской народной песни «Веночек». Загадывание и разгадывание загадок. Знакомство с народными приметами. Аппликация на тему: «Рождественская звезда». Рисование на тему: «Рождественская открытка». Воспитатели, дети
Физическое развитие Подвижные игры: «Золотые ворота», «Гори ясно», «Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса», «Удочка». Воспитатели, дети
Заключительный этап.
№ п/п. Мероприятия. Исполнители. Отметка о выполнении.
1 Подведение итогов реализации проекта «Рождественские Святки». Воспитатели. Дети.
2 Организация и проведение мероприятия на тему «Святки» для детей. Воспитатели. Дети.
Ожидаемые результаты.
В ходе занятий дети получат представление о том, что в России существуют не только государственные, но и православные и народные праздники. Они узнают о Святках, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением этого православного праздника, а также о народных приметах.
Кроме того, дети разучат музыкально-фольклорный материал и смогут использовать его в повседневной жизни. В процессе занятий у детей сформируются навыки актёрского мастерства и коммуникативные способности.
Взаимодействие ребёнка с различными формами народного фольклора, такими как обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки и малые фольклорные жанры, представляет собой неоценимое богатство, которое поможет ребёнку преодолеть скованность и застенчивость, а также стать творческой личностью.
Один из представленных вариантов, это сценарий по физическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий.
Сценарий спортивного праздника для детей 5–6 лет называется «В гости едет коляда».
Цель: Приобщение детей к богатой славянской народной культуре, а также знакомство с древними русскими традициями и обрядами.
Задачи:
• Познакомить детей с рождественскими праздниками, их историей и значением.
• Формировать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.
• Развивать познавательную мотивацию, желание узнать больше о традициях празднования народных праздников.
• Формировать чувство причастности к культурному наследию русского народа.
• Развивать творческие способности детей через участие в различных видах деятельности.
• Воспитывать интерес к истории своей страны и уважение к её традициям.
Предварительная подготовка:
• Беседа с детьми о Рождестве Христовом и Крещении.
• Разучивание потешек, загадок, русских народных песен, хороводов, инсценировок и колядных песен.
• Музыкальное сопровождение.
Действующие лица: Ведущая, Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась новогодняя суматоха, и зима вступила в свои права — самое время для игр и развлечений! Как же хорошо зимой, когда можно сидеть в тепле, попивая чай, и вспоминать былые времена! Помню, в молодости мы проводили много времени на улице, гуляли и веселились. А с наступлением Рождества Христова начинались святки — время радости и веселья! Дети ходили по домам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья и здоровья в новом году. Зима богата на праздники! Давайте же посмотрим презентацию, посвященную колядкам.
Презентация «Что такое Коляда»
Хозяйка: Так, что же такое святки? (Ответы детей)
Ведущий: Сегодня особенный день, к нам пришел праздник — святой!
Наступило Рождество, и мы начинаем торжество!
Хозяйка: Гости дорогие! Гости званые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет жили!
Колядки
1 ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
2 ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Хозяйка: Вот и Святки – Колядки пришли! Это время гулять, в веселые игры играть, наряжаться и с праздниками всех поздравлять!
Коляда, Коляда!
Всех детей созвала.
Не сидеть, не скучать!
А веселиться и играть!
Ведущая: А теперь — не просто забава,
В ней — глубокий, глубокий смысл!
Чтобы злак был высок,
Чтобы лес был могуч и дремуч,
Прыгайте ввысь,
Даже выше небесной лазури!
Прыжки на месте
Хозяйка: (достает из мешка палочки для игры):
На концах верёвок — палочки, которые называются «моталки».
В середине верёвок — рыбка.
Твоя задача — быстро намотать верёвку.
Тот, кто сделает это первым, получит рыбку.
Рыбку не простую, а золотую!
Игра «Мотальщики»
Игра с шариками «Богатыри»
Двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота.
Ведущая: Хотите ещё раз проявить свою ловкость и отвагу?
Тогда предлагаю вам поучаствовать в весёлом соревновании.
Кто сможет проскакать в мешке без остановки?
Прыжки в мешках
Хозяйка: (считалка)
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты
Игра «Гори, гори ясно»
Дети встают в круг. Водящий стоит перед первой парой и держит в руках платок. Дети поют песню:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло,
Взглянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три, не воронь,
А беги как огонь.
По окончании песни, где остановился ведущий, пара разъединяется: один ребенок обегает справа, другой — слева. Каждый из них пытается добежать до водящ его и схватить платок.
Хозяйка: Пусть у ваших малышей
Никогда не будет головных болей,
Пусть щечки всегда будут румяными,
Пусть зубки кусаются, а ротик смеётся!
И пусть всё хорошее в этом доме
Приносит радость и счастье!
Найди себе пару
(под музыку "Ой снег, снежок" ходят дети с платками по кругу, по окончании музыки находят пару)
Ведущая: В хороводе мы пойдем, поиграем, и споем!
Игра «Шёл козёл по лесу»
Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были Много лет жили!
Угощение