Светлана Теряева
Конспект НОД «Добрые поступки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с применением мультимедийного пособия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с применением мультимедийного пособия
Конспект непосредственно-образовательной деятельности направлен на формирование у старших дошкольников с ОНР уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Публикация «Конспект НОД „Добрые поступки“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с применением мультимедийного пособия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Цель: формирование у старших дошкольников с ОНР уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Задачи:
1) закрепить навык распознавания эмоциональных состояний;
2) сформировать у ребёнка уважительное отношение к чувствам окружающих;
3) способствовать развитию чувства эмпатии;
4) развить у дошкольника навыки волевой саморегуляции поведения.
Методы:
• метод игровой психокоррекции;
• беседа;
• психогимнастика.
Материалы и оборудование:
Компьютер, проектор, доска для показа слайдов, музыкальная композиция, музыкальный центр/магнитофон.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Краткий конспект занятия
Ритуал приветствия (2 мин)
Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог даёт инструкцию: «Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего».
Работа с мультимедийным дидактическим пособием (12 мин)
Алгоритм работы:
Слайд №2:«Домик для эмоций»
Ребёнку даётся инструкция внимательно посмотреть на изображённые эмоции и выбрать те, которые относятся к «положительным». Выбор осуществляется начатием на смайлик с эмоцией.
Когда ребёнок делает правильный выбор, то положительные эмоции (радость и удивление) перемещаются в домик. Если ребёнок ошибается в своём выборе, нажав на отрицательную эмоцию (злость, грусть, обида, испуг, то она исчезает.
Слайд №3: «Как успокоить девочку?»
Иллюстрация сопровождается рассказом педагога о том, что девочке сейчас грустно, ребёнку предлагается подумать, как можно успокоить её. Дошкольник должен выбрать те предметы, с помощью которых можно поднять девочке настроение и объяснить как.
Когда ребёнок делает правильный выбор (медвежонок и ведерко с совочком, то выбранные предметы перемещаются к девочке. Если ребёнок ошибается и выбирает неправильные предметы (машинку, ремень, кораблик, палку, то они улетают со слайда.
Слайд №4:«Чем помочь мальчику?»
Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку и рассказать, что произошло с мальчиком и чем он может ему помочь. Затем дошкольник должен сделать выбор, нажав на картинку предмета необходимого мальчику.
Когда ребёнок делает правильный выбор (ботинки, взрослый, то выбранный предмет перемещаются к мальчику. Если ребёнок ошибается и выбирает неправильные предметы (мяч, кораблик, палка, то они исчезают со слайда.
Слайд №5: «Хороший поступок»
Ребёнку предлагается рассмотреть изображённые на слайде картинки и убрать со слайда те, на которых изображён добрый поступок (нажав на них) называя его. А затем, смотря на оставшиеся картинки, дошкольнику предлагается объяснить, чем изображенный поступок плох и как нужно было поступить в той или иной ситуации.
Если ребёнок выбирает хороший поступок (картинки №1 и №4, то они исчезают со слайда, а когда ребёнок выбирает плохие поступки (картинки №2 и №3, то они выделяются, оставаясь на слайде.
Слайд №6: «Закончи историю»
На данном слайде ребёнку предлагается внимательно рассмотреть картинки и рассказать, что же там произошло. Затем дошкольнику предлагается подумать, как должна закончиться история.
Если ребёнок делает правильный выбор (картинка №2, то картинка остаётся на слайде, выделяясь, а если ребёнок ошибается (картинка №1, то картинка исчезает.
Психогимнастика «Волшебное слово» (7 мин)
Психолог интересуется у ребят, какие они знают "волшебные" слова и почему они так называются. Если с ответом возникают затруднения, психолог помогает и делает вывод: «Без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, буду выступать я. А вы будете внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказала ли я слово «пожалуйста»».
Если во фразе было это слово (например: "Поднимите, пожалуйста, руки вверх!", то ребенок выполняет просьбу. Если просто была просьба без вежливого слова (например: "Хлопни три раза в ладоши!", то ребенок, приучающий говорящего к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.
Релаксационное упражнение «Солдат и тряпичная кукла» (7 мин)
Ребятам предлагается представить, что они солдаты и вспомнить, как нужно стоять на плацу - вытянувшись в струнку и замерев. Дети изображают такого военного, как только психолог скажете слово "солдат". После того как дети постоят в такой напряженной позе, психолог произносит другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчики или девочки должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Психолог помогает детям представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем ребята снова должны стать солдатами и т. д.
Примечание. Упражнение выполняется под музыкальную композицию из ритмичной и спокойной мелодии, а заканчивается упражнение на стадии расслабления, когда дети достаточно отдохнули.
Ритуал окончания занятия (2 мин)
Психолог: «Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте мы с вами поблагодарим друг друга за работу. Для этого давайте возьмёмся за руки и образуем большой красивый круг (дети становятся в круг). Теперь мы широко улыбнемся друг другу и все хором скажем «спасибо»».
НОД «Добрые поступки» является частью психолого-педагогической программы коррекционно-развивающих занятий «Я злюсь», но так же может проводиться и как полноценное отдельное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Список литературы
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004.
2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М. : Дрофа, ДиК, 1999 г.
3. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.
4. http://www.nvppl.ru/show_articles_132.htm