Наталья Колчанова
«Закрепление: сравнение по массе». Технологическая карта занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта по математическому развитию.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное, «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие».
Тема: «Закрепление: сравнение по массе».
Возрастная группа: дети седьмого года жизни (подготовительная группа).
Цель: систематизация знаний у детей о сравнении предметов по массе посредством проблемной ситуации
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о понятиях «тяжелее», «легче» посредством игрового упражнения «Сравни предметы по массе»
2. Систематизировать умения детей сравнивать предметы по массе посредством использования весов.
3. Закрепить знания о правильном использовании весов посредством выполнения заданий на карточках
Развивающие:
1. Развивать память и внимание, воображение;
2. Развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
3. Развивать связную речи и моторику рук;
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, самостоятельность, ответственность;
Словарная работа: механические, электронные весы, тяжелее, легче, масса.
Планируемые результаты: дети закрепили умения сравнивать предметы по массе.
Подготовительная работа: проведение беседы.
Материалы и оборудование: Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа, чашечные весы, электронные весы, карточки с заданиями, раскраски.
№ п/п Этап продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы и приёмы Деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно -мотивационный этап Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность : - Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Евгеньевна, а меня Регина Ринадовна.
- Сначала мы с вами сделаем разминку и посчитаем. Числовой ряд у нас будет состоять из 7 цифр, посчитаем его, а теперь обратно.
1).прямой и обратный счет от 1 до 7 и обратно.
2).назови число, которое я пропустила (1,2,3,4, 5,6,7).
3).какое число я загадала, если оно меньше 5 и больше 3 (4).
4).какой четвертый день недели (четверг).
5).какой день недели я пропустила - пн, вт, ср, чт, сб, вс (пятница)
6).сколько месяцев в году (12).
7).сколько времен года(4).
8).какое сейчас время года (весна).
9).какие весенние месяцы вы знаете (март, апрель, май). Метод: словесный Приём: беседа.
Форма: фронтальная Дети приветствуют друг друга и воспитателя Дети активно включаются в образовательный процесс, эмоционально отзывчивы, умеют управлять своим поведением
2. Основной этап Создать проблемную ситуацию и найти выход из неё. - Сегодня к вам в гости пришли Незнайка и Знайка. Вы уже с ними знакомы, и помните, что Незнайка ничего не знает, а Знайка – наоборот, знает все.
- Ребята, у Незнайки проблема. Он ходил в магазин и купил крупу, чтобы приготовить кашу, и вату, чтобы окна утеплить. Упакованы они одинаково, и он хочет, не раскрывая пакеты, определить, что есть что. Поможем ему? Словесный: беседа.
Практический: выполнение задания. Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Принятие детьми проблемной ситуации
2.1 Этап постановки проблемы
2.2 Этап восприятия материала Актуализировать знания детей о сравнении предметов по массе. Р:- Одинаковые ли пакеты?
- По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты: один в правую руку, другой — в левую. (Дать подержать всем детям.)
- Что можете теперь сказать? (Один пакет тяжелее другого.)
- Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется «масса».
- Ребята, вы уже знаете, какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе? (Весы.)
- Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее? (С крупой, он находится на нижней чашке весов.)
- Какой пакет легче? (С ватой, он находится на верхней чашке весов.)
- Как уравнять вес пакетов? (Можно добавить ваты или убавить крупы.)
- Уравниваем пакеты двумя способами. Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый? (Чашки весов на одном уровне.)
Ж:- Итак, мы вспомнили на этом опыте, благодаря задаче Незнайки, что такое масса.
- Ребята, повторим, что такое «Масса», как вы это понимаете. Если не знаете, то будем обращаться к Знайке. (Масса – это величина, с помощью которой обозначают тяжесть предмета).
- С помощью какого инструмента определяют массу?
- Ребята, а какие виды весов вы знаете? (механические весы, электронные весы).
- Молодцы, все правильно!
Физминутка (аудиозапись)
- Ну что, ребята, по-моему, мы немного засиделись. Разомнёмся!
- Встаем со своих стульчиков на вытянутые руки друг от друга, чтобы не мешать. Словесный: беседа.
Практический: сравнение предметов по массе. Внимательно смотрят, слушают, отвечают на вопросы, повторяют действия педагога. У детей развито аналитическое мышление.
2.3 Этап практического решения проблемы Применение ранее полученных знаний и умений на практике.
- Ребята, у Незнайки случилась еще одна проблема, он не знает, какие знаки нужно расставить в этих примерах. Поможем ему?
- Поставьте знаки «Больше», «Меньше» или «Равно» в заданиях, которые у вас на карточках. (дети выполняют самостоятельно, объясняют свое решение устно).
Если дети допустили ошибки, то объяснить им.
- А сейчас проверим, все ли верно сделали это задание. Какой знак вы поставили в первом примере/во втором/ в третьем? Почему именно этот знак? (На первой картинке изображены грибы и желуди. Посчитаем сколько грибов (всего 3 гриба) посчитаем количество желудей (всего 6 желудей).
- Какой знак мы должны поставить? (меньше)
(грибов меньше, чем желудей).
- Что у вас получилось в третьей задаче? Какой знак поставили? (больше, половинок лимона больше, чем груш).
- Если считать половинки лимона, то сколько их? (всего 8 половинок лимона). А сколько груш? (4). Так какой знак мы можем поставить? (знак больше; половинок лимона больше, чем груш).
- Ребята, в третьей задаче можно было считать двумя способами.
- А как мы могли вторым способом решить эту задачу? (посчитать лимоны целыми);
- Так сколько получится целых лимона? (8 половинок лимона, это 4 целых лимона).
- А груш у нас 4. Так какой знак мы можем поставить? (знак равно; лимона столько же, сколько и груш).
Р: - Возьмите следующую карточку, обведите красным цветом того, кто тяжелее, зеленым того, кто легче.
- А сейчас проверим, все ли верно сделали это задание. На первой картинке изображен медведь и заяц, кто тяжелее? Каким цветом обводим?
- Посмотрите, у вас на столах лежат вот такие карточки.
Показ слайда презентации
- Вам нужно дорисовать или, наоборот, зачеркнуть синие шарики так, чтобы рисунки были верные.
Самостоятельная работа детей Метод: игровой.
Приём:
Форма: фронтальная.
Внимательно слушают, выполняю артикуляционную гимнастику. Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. Развитое аналитическое образное мышление, самостоятельность, взаимовыручка.
3. Заключительный этап Самооценка результата и изученного материала. Ж: - Ребята, о чем мы говорили сегодня? (О массе предметов).
-Какие задания мы выполняли? А какие задания вам понравились? Что вызвало затруднение?
- За ваши старания Незнайка и Знайка дарят вам раскраски, которые вы сможете потом взять у воспитателя.
- Пришло время Незнайке и Знайке возвращаться обратно в Цветочный город. Они благодарят вас за помощь.
Сюжетно - ролевая игра
Р: - А сейчас предлагаем вам поиграть в игру «Магазин», где вы будете взвешивать и продавать продукты.
- Но прежде чем мы начнем играть, нам нужно распределить роли по считалке. (распределение ролей: 2 продавца (тот, кто взвешивает, остальные покупатели).
- Магазин находится далеко, на соседней улице. На чем будем добираться? (на автобусе). Нужен кто, что бы автобус поехал? (водитель) (с помощью считалки выбираем водителя).
Показ слайда презентации где едет автобус
- Поехали!
- Ребята, а каким должен быть покупатель? (культурным, вежливым).
- А продавец? (добрым, вежливым).
-Как быстро пролетело время, мы даже не заметили, как доехали до магазина. Аккуратно выходим, заходим в магазин.
- Уважаемые покупатели, мы рады видеть вас в нашем магазине! Делайте свои покупки.
- Мне, пожалуйста, два яблока и овощей, но по массе больше, чем яблок. Метод: рефлексия
Приём: словесный.
Форма: фронтальная.
Отвечают на вопросы, рассуждают и оценивают свою работу.
Задаёт вопросы по содержанию занятия Умеют объективно оценивать результаты пройденной деятельности, анализировать её.
3.1. Рефлексия