Елена Щенникова
Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста «Автоматизация звука [Р] в предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук Р в предложениях.
Задачи:
коррекционно- развивающие:
-корригировать произношение;
-корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответов полным предложением;
-корригировать и развивать связную речь;
-корригировать и развивать фонематические процессы;
- корригировать и развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- корригировать и развивать дыхание, голос;
- развивать внимание, память и мышление.
коррекционно- образовательная:
-уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы»;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста „Автоматизация звука [Р] в предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять представления о букве Р;
-формировать начальные навыки чтения.
коррекционно- воспитательная:
-воспитывать умение слушать педагога;
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитывать самостоятельность.
здоровьесберегающие:
-планировать объем и содержание занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
-соблюдать правильную посадку ребенка;
-формировать доброжелательную психологическую обстановку;
-соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: сюжетная картинка «Птичья столовая» из пособия «Игры на развитие речевого дыхания у детей 5-7 лет с нарушениями речи, по ред. Арбековой Н. Е; серия сюжетных картинок «Дети вешают кормушку» из пособия Т. Б. Филичевой, Т. В Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста».
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
1 2 3 4
I.Оргмомент
Традиционный. Организовать ребенка.
Настроить ребенка на занятие.
Способствовать созданию доброжелательного психологического климата.
II. 1 Проверка домашнего задания Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука в предложениях»
Просит ребенка произнести слова и предложения со звуком Р Ребенок произносит слова Выяснить, насколько автоматизирован звука Р предложениях
II.2 Актуализация знаний
Педагог предлагает ребенку рассмотреть и назвать, что нарисовано на сюжетной картинке «Кормушка в парке» Ребенок называет зимующих птиц. Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.
Актуализировать знания по теме
II.3 Изучение нового материала
Сообщение темы занятия
II.4 Дыхательное упражнение
Педагог сообщает ребенку, что сегодня они будут говорить о зимующих птицах и продолжать учиться произносить слова со звуком Р.
Педагог выясняет у ребенка, каких зимующих птиц о н знает, что он знает об их питании зимой. Просит рассмотреть и назвать части тела птиц.
Предлагает назвать слова, в которых встречается звук Р.
Педагог предлагает «побыть ветерком» и сдуть птичек с кормушки. Используется пособие «Птичья столовая»
Ребенок произносит изолированно Р.
Ребенок называет зимующих птиц и чем они питаются зимой, называет части тела птицы.
Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р.
Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Формировать правильный выдох
II.5 Динамическая пауза
«Птички» Педагог предлагает выполнить упражнение.
Птички полетели (сложить руки как“птички”,
Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели (поепзать руками “деревья”,
Вместе отдыхали (“птички”).
II.6Автоматизация произношения звука Р Педагог предлагает выполнить упражнения: «Один- много», «Посчитай птичек», «Назови ласково»
Слова: сорока, ворона, воробей, зерно, кормушка, перо, крыло.
Ребенок выполняет упражнение
Формирование навыка согласовывать числительное с существительным, уметь изменять слова по числам, образовывать уменьшитель- ласкательные формы слов.
II.7 Закрепление представлений о букве Р
Чтение слогов
Педагог предлагает прочитать слоги, которые написаны на «зернышках» :
ра, ро, ру, ры.
Логопед предлагает придумать слова, которые могут начинать с этих слогов. Ребенок закрепляет представления о букве Р, читает слоги, придумывает слова.
Формировать навыки чтения.
Закреплять правильное произношение звука.
Развивать фонематические процессы.
II.8
Развитие связной речи изученного материала
Пальчиковая гимнастика
Педагог предлагает ребенка рассмотреть серию сюжетных картинок и разложить их по порядку так, чтобы получилась история.
Вместе с ребенком педагог уточняет:
-какое время изображено,
-какие птицы нарисованы,
- что делают дети,
-что делают птицы.
Педагог предлагает подобрать слова- признаки с словам: «кормушка», «птицы», «дети».
Логопед предлагает ребенку рассказать историю, которая произошла с ребятами.
Ребенок раскладывает серию картинок.
Ребенок отвечает на вопросы педагога.
Ребенок рассказывает свою историю
Обогащать словарь, развивать связную речь, учить устанавливать причинно- следственные связи.
Формировать навык ответа на вопрос полными ответами.
Развивать связную речь. Закреплять звук.
II.9 Контроль знаний Педагог просит вспомнить зимующих птиц, затем слова со звуком Р, которые сегодня проговаривали на занятии. Ребенок отвечает на вопросы педагога. Называет звук, повторяют характеристику звука Обобщить тему урока.
Развить память.
III.1 Итог занятия.
Оценка деятельности ребенка
Логопед оценивает работу ребенка. .
III.2
Домашнее задание Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме Ребенок получает домашнее задание по пройденной теме
Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.