Марианна Карлсен
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Л ] в слогах, словах и предложениях» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука [Л ] в слогах, словах и предложениях»
(индивидуальное занятие, подготовительная группа)
Подготовила и провела логопед Карлсен М. В.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:
—развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;
— развитие речевого и физиологического дыхания;
— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;
Публикация «Индивидуальное занятие „Автоматизация звука [Л ] в слогах, словах и предложениях“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
— развитие общей моторики;
— развитие памяти, внимания, мышления.
— уточнение и расширение лексического запаса;
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие кинетической основы артикуляционных движений;
— развитие сенсорных и моторных функций;
— развитие функций языкового анализа и синтеза;
— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
— развитие грамматического, лексического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
—развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
— воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: индивидуальное зеркало, игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, картинки на звук [Л], «волшебный мешочек», резиновые ладошки-«следки», сухой бассейн с разрезанной картинкой, мячик.
1. Орг. момент.
Сегодня я тебя хочу пригласить в путешествие …по сказке.
Чтобы узнать название сказки -отгадай загадку.
Круглый бок, желтый бок.
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собачка Жучка-
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.
Сказка будет не простая, а с заданиями на звук [Л].
Стук. Это Л. Она хочет с нами в сказку. Возьмем ее с собой в сказку?
Мы с тобой уже научились правильно произносить звук [Л]. Сегодня поупражняемся произносить с ним слоги, слова и предложения.
2. Артикуляционная гимнастика.
Прежде чем рассказывать, подготовим наш язычок и сделаем зарядку. Вспомним нашу считалочку.
Раз – окошечко открыли. (Рот широко открывать и закрывать).
Два – мы дудочку купили. (Тянуть губы вперёд «хоботком»).
Три – в улыбке наши губки. (Широко улыбаться растягивая губы).
На четыре – чистим зубки. (Рот приоткрыть. «Чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности).
Пять – мы красим потолок. (Держать рот широко открытым. Проводить широким языком вперёд – назад по нёбу. Рот не закрывать).
Шесть – лошадка «скок да скок». (Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку).
Семь – варенье очень любим. (Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать).
Восемь – горку делать будем. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка).
Девять – дружно мы болтаем. (Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им взад – назад по верхней губе: «бл-бл-бл…»).
Десять – ротик закрываем. (Рот закрыть. Язык лежит спокойно во рту).
3. Основная часть. Автоматизация изолированного звука и слогов.
-Итак, Фея звонит в волшебный колокольчик, и мы уже в сказке.
-Посадил дед репку. Он её поливал утром и вечером:
Л: Что делает язычок, когда произносит звук [Л]?
(Упирается в верхние зубки)
Л: Губки что делают?- (улыбаются). А звук [Л] он звонкий или глухой? [Л]? Твердый или мягкий?
Л-л-л; л-л-л; л-л-л; л-л-л…. (Картинка, где дед поливает реппку из лейки)
(обращаем внимание на положения язычка).
-Вокруг репки травку полол: (Резиновые Ладошки –колючки)
Давай соединим согласный звук [Л] с гласными, которые живут в каждом пальчике.
Ла-ла-ла; ла-ла-ла; ло-ло-ло; ло-ло-ло; лы-лы-лы; лы-лы-лы; лу-лу-лу; лу-лу-лу; лэ-лэ-лэ;
(произношение слоговых рядов с нажатием на отдельный пальчик ладошек).
-Землю рыхлил.
Давай теперь звуки местами поменяем, начинаем с гласных.
Ал-ол-ул- ыл -эл;
-А когда репка выросла, стал её тянуть:
-Но вытянуть не может. Позвал дед бабку. (меняем картинку)
-Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает. Возьмем по горошине, и разомнем наши пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика с мячиком – ёжиком.
Ла-ла-ла-лампа и пила.
Ла-ла-ла- лавка и юла
Ла-ла-ла-лама и скала
Лы-лы-лы- вилы и голы
Лы- лы-лы- шпалы и голы
Ло-ло-ло- ложка и стекло
Ло-ло-ло- лошадь и седло
-Тянут они репку, вытянуть не могут. Позвали внучку. (меняем картинку)
А внучка сидит перед зеркалом, прихорашивается да у зеркала спрашивает:
5. (Игра с мячом)
-Я милая? -А зеркало отвечает: -Конечно же (милая!
-Я славная? - (славная!
- Я весёлая? - (весёлая!
-Я смелая? -. (смелая!
- Я ласковая? - … (ласковая!
6. Физкультминутка Давай встанем, и напомним внучке, какие части тела мы знаем, в которых есть звук [Л
Вот со звуком [Л] слова- лоб, затылок, голова, кулаки, ладошки, локти. Звука [Л] нет в слове ногти. Глазки, тело и лопатки, звука[Л] нет в слове пятки.
-Побежала внучка в огород, но по дороге на неё мошки налетели.
7. Давай поможем внучке прогоним мошек – подуем на них.
(Дуем на вертушку). Развитие воздушной струи.
- Не улетают мотыльки, тогда внучка стала хлопать замочком, ловить мотыльков, а когда услышит в слове – [Л], радостно кричит «Поймала!». Помоги внучке, слушайте внимательно слова :
Лодка – ложка – кошка. (на слова со звуком [Л] – хлопать)
Палка – банка – балка.
Будка – булка – бурка.
Стол – стул – стук.
-Прибежала внучка в огород, тянут они репку, а вытянуть не могут. Взяла внучка колокольчик, и позвала Жучку. .(меняем картинку)
А Жучка как раз свои косточки искала, которые сама же и закопала где-то. Не может Жучка сама отыскать косточки, помоги ей!
(Коробка «сухой бассейн» с разрезными карточками). Тебе надо собрать картинку. Назвать, предметы, и выделять звук (Л)- луна. Лодка. Метла. Кукла. Платок. Пила. флаг. лак. Мыло. Половник. кулак. лупа.
Закрываем картинку- просим назвать, что запомнил.
(Работа на развитие внимания и памяти).
- Побежала Жучка в огород помогать. Тянут- потянут, а вытянуть не могут.
- Позвали они тогда … кошку. (меняем картинку)
А кошка в это в доме хозяйничает, смотрит, что в доме плохо лежит (Картинка) Давай поможем кошке разобрать продукты. Что, куда мы положим [Л]
- Тянут репку потянут, вытянуть не могут.
-Позвали … мышку. .(меняем картинку)
А мышка бегает в кладовке, у нее там много сокровищ. Тебе интересно, что у нее есть? Достаешь предмет, называешь его, и говоришь, где находится звук [Л]- в начале, в середине и в конце. (место звука в слове)
11. Волшебный мешочек. Достать предметы по одному, назвать и сказать, где находится звук [Л].
Прибежала мышка в огород, потянули все вместе и вытянули репку.
4. Итог. Вот и закончилась сказка.
Ты молодец, хорошо проговаривала звуки и слова, и поэтому я хочу тебя угостить печатным пряником.
Какой звук нам помогал рассказывать сказку. Интересно сказку рассказывать? А задания выполнять? Какое задание понравилось тебе больше всего?
Чтобы сказки не обидеть-
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки, кто читать умеет книжки,
Сказки чаще навещайте
Ежедневно их читайте!