Виктория Викторовна Симонова
«Звуки [м], [м’] и буква М». Конспект НОД в старшей группе с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Звуки [м], [м’] и буква М.
Задачи:
Область «Речевое развитие»
- Знакомство со звуками «М», «М`», буквой М;
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие правильного речевого дыхания.
Область «Познание»
- Расширять знания детей о цветах;
- Знакомство с крылатыми выражениями;
-Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.
Область «Коммуникация»
- Учить достигать поставленной цели, работая в паре.
Публикация «„Звуки [м], [м’] и буква М“, Конспект НОД в старшей группе с ОНР» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Область «Художественное творчество»
- Развивать воображение, креативное мышление.
Область «Социализация»
- Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Воспитывать любовь к природе. Воспитывать желание заботиться о ней.
Оборудование и материалы:
- Флажки для дыхательной гимнастики на каждого ребенка;
- Фасоль для выкладывания буквы М;
- Семафоры на каждого ребенка;
- Демонстрационный материал на звуки «М», «М`»;
- Изографы;
- Звуковой тренажер «Волшебный поезд».
Ход НОД
I. Организационный момент
1. Психогимнастика «Улыбка»
Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.
2. Игра с мячом «Назови одним словом»
Сядет тот, кто правильно ответит одним словом.
3. Дыхательная гимнастика «Флажки»
Раздаю флажки на каждого ребенка. Необходимо подуть на флажки, держа их перед собой под углом 90 градусов
II. Основная часть
4. Объявление темы занятия.
Знакомство со звуками «М», «М`», с буквой М.
Выставляются на полотно картинки со звуком М, затем М`. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах?
Дети отвечают (Звуки М, М`.)
Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на полу нашего домика, воздух проходит через нос.
Характеристика звуков :
- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом.
- Звук МЬ - согласный, звонкий, мягкий.
Дети самостоятельно дают характеристику звукам
5. Речевая зарядка Повторить слоги, четко артикулируя:
ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме,
ам-амь, ом-омь, ум-умь, ым- ымь, эм-эмь.
Произнести чистоговорки
Ом-ом – вот наш дом
Ом-ом – в лесу гном
Ом-ом - в реке сом
Ом-ом - на полке альбом Развитие навыков артикулирования звуков
7. Игра с семафорами «Слушай внимательно» - Дети показывают синий кружок, если с услышат звук «М»; зеленый кружок, если услышит «М`» :
Звуки :, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф, х, ц, р, н, мь и т. д.
Слоги: са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.
Слова: сом, Соня, Рита, Саша, море, Толя, март, мох и т. д.
Стихотворение:
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапу он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
8. Физкультминутка «Муха»
– Ребята, вы устали, давайте отдохнём и выполним физкультминутку.
Муха целый день летает,
Всем она надоедает,
Ночь в квартире настаёт,
Она летать перестаёт.
9. Изографы
Какие буквы спрятались в картинках?
10. Знакомство с крылатыми выражениями.
- Медвежья услуга. Как вы понимаете? (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность).
- Махнуть рукой. Как вы понимаете? (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).
- Мутить воду. Как вы понимаете? (специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо).
С какой буквы начинаются все выражения? Дети отвечают.
11. Игра на определение местоположения звука в слове «Волшебный поезд»
Я сейчас раздам вам картинки. Вы должны будете назвать предмет, изображенный на картинке и определить, где в его названии находится звук «М» в начале, в середине или в конце. И затем опустить картинку в нужный вагончик:
мак, сом, компот, ком, мост, дом, маяк, маска …
III. Подведение итога НОД
12. Выкладывание буквы М фасолью
На что похожа буква М? (Ответы детей). Буква М состоит их четырех элементов: две прямые палочки и две короткие палочки.
13. Итог - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что для вас было трудно сделать?
Дети встают из-за столов и изображают букву М, взявшись за руки:
Взявшись за руки, мы встали -
И на М похожи стали.