Лебедева Екатерина
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи)
Конспект НОД по обучению грамоте детей
в подготовительной к школе группе
«Звуки [п],[п’]. Буква П»
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Задачи:
Обучающие :
-Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звуки [п], [п’], Буква П“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
-Упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж)
Развивающие:
-Развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, оптико-пространственные представления
-Развивать память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез, словарный запас, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками.
Материалы и Оборудование:
Конверт, буква П и ее картинка-образы, набор для конструирования букв,объёмная буква П, разрезные картинки: пила, петух, попугай, слоговые таблицы, картинки-образы букв для составления слов, написанных букв, мешочек, домики (синий и зеленый, картинки: паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата).
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела письмо. Хотите узнать, от кого оно? А узнаете вы, когда отгадаете загадку.
Воспитатель:
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке -
ну, конечно, это …
Воспитатель:
Правильно ребята это гномы Пик и Пак. Давайте прочтем, что они нам пишут.
Письмо: «Здравствуйте, уважаемые ребята! Помогите нам попасть в волшебную страну. Там пропущена одна буква, и мы не можем прочитать название страны»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Пику и Паку попасть в волшебную страну?
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в волшебную страну, будем внимательными и старательными, и узнаем много нового и интересного.
Воспитатель: Пак и Пик принесли с собой загадки, и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Воспитатель: Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поросёнок.
Дети: Звук [п. ]
Воспитатель: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
Воспитатель: -Но прежде чем отправиться дальше в путешествие, давайте разомнем язычок и губки.
2. Фонетическая зарядка.
Открывает гномик рот,
Да не слышно, что поёт.
П – П – П – П.
(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).
Воздух в носик надувайся,
П-п-п-п сквозь губы прорывайся!
“Сосание из бутылочки” : П – П – П – П.
“Поцелуй мамы” : П – П – П – П.
«Телефон не отвечает” : ПИП – ПИП.
3. Игра «Собери картинку».
Воспитатель: Соберите разрезную картинку и отхлопайте ее название по слогам, скажите количество слогов.
Воспитатель: Какой звук часто повторяется во всех этих словах? (звук П)
Воспитатель: Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)
Воспитатель: К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’) У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.
Пак - как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П - П
А Пик тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’
- Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».
И у них совсем испортилось настроение.
Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.
4. Характеристика звука.
Воспитатель: Как вы думаете, звуки [п],[п’] гласные или согласные?
Воспитатель: Поднесите ладонь ко рту и произнесите [п],[п’].Как выходит воздух изо рта (Несвободно, толчком).Что является преградой воздуху (Губы).Звуки [п],[п’]- согласные.
Воспитатель: Положите руку на горло. Оно дрожит? (Нет).Значит, голоса нет. Звуки [п],[п’] глухие.
5. Знакомство с темой занятия.
Воспитатель: На письме звуки [п],[п’] обозначаются буквой П. Как вы думаете, на что похожа буква П (Дети предлагают варианты)
Воспитатель: Посмотрите буква П похожа на парту. Про букву П есть двустишие послушайте его:
На хоккее, на футболе
Буква «П» — ворота в поле.
Воспитатель: Давайте повторим вместе (повторяют 3 раза).
6. Анализ буквы.
Воспитатель: Посмотрите из каких элементов состоит буква П? (Из палочек). Сколько в ней элементов(3)
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, нам Пик и Пак передали мешочек, давайте посмотрим, что в нем (Буква П). Давайте еще раз произнесем этот звук. Какой он, в какой домик мы ее заселим? (В домик согласных, его нельзя пропеть. Звук глухой имеет два звука твердый П, мягкий ПЬ)
Воспитатель: Давайте напишем букву в воздухе, смотрите, буквы мы всегда начинаем писать сверху! Теперь вы. А сейчас встаньте парами, напишем на спине у соседа. Поменяйтесь местами. Молодцы.
Воспитатель: Ой, а в мешке еще что-то шумит. Смотрите, палочки, давайте из палочек сделаем букву.
7. Конструирование и реконструированные буквы. (Из фасоли,пуговиц, счетных палочек).
(дети делятся на 3 подгруппы)
Воспитатель: Давайте назовем как можно больше слов, которые начинаются на букву П. (Ответы детей)
8. Дидактическая игра «Внимательные ушки».
Воспитатель: Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [п],[п’], А П И М В У О - Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [п],[п’], ПА ГА ДА ПИ
Воспитатель : А теперь вы будите топать когда услышите где есть в словах звуки [п],[п’],
Повар,парихмахер,пастух,врач,художник,продавец,строиттель. тракторист,портниха.
9. Физкультминутка «Пузыри»
Мы надуем все пузырь – дети дуют на сложенные ладони рук
Мыльный и воздушный – разъединяют ладошки
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать - развести руки в стороны
10. Развитие связной речи. «Составь предложение»
Кот, спать, окно, на.
Петь, на, диван, Паша.
Воспитатель: А теперь давайте составим предложение по картинкам.
11. Игра «Место звука в слове»
Выделение звука П в словах.
На доске картинки Домики для гномиков, на столах у детей картинки, нужно для каждой картинки найти свой домик. - Как вы догадались, какой звук живет в каждом из этих домиков? - Чем буквы отличаются от звуков? Буквы мы видим, а звуки – слышим и произносим.
Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)
(паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа)
12. Игра «Измени слово»
Педагог просит составить заданное слово из карточек-образов букв,а затем заменить букву, чтобы получилось другое заданное слово (полка-палка-пилка,пилот-пилит,лапа-лапы,липа-лиса. пела-пена).
13. работа со слоговой таблицей.
-Читаем на букву П.
-Найди пропущенную букву П в словах.
14. Отгадай ребус
Воспитатель: И так, какой же буквы не хватает в названии волшебной страны? Давайте вместе прочитаем! Молодцы, ребята! Теперь Пик и Пак могут отправляться в волшебную страну «Почемучка».
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
-Кто запомнил двустишие про букву П?
Давайте повторим его. Вспомните слова с буквой П.
-Что было самым трудным?