Инна Бирагова
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком «Х -Хь», его правильной артикуляцией.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Х.
-Закрепление умения соотносить звук с буквой.
- Закрепление зрительного образа буквы.
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление понятия: согласный, глухой.
- Упражнять в определении места звука в словах.
- Продолжать развивать фонематическое восприятие.
- Развитие внимания, мышления, памяти.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР „Звуки [Х], [Х’] и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.
- Развитие зрительного внимания.
- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудование: карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.
Ход НОД
1. Орг. момент.
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки.
Произнесем волшебные слова:
«Глазки дружно закрываем,
В страну Буквария попадаем…»
2. Основная часть.
Фонематическое восприятие: (2 слайд)
- А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе страны «Буквария :
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто :
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»
- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х']).
- Давайте их охарактеризуем (3 слайд)
- Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);
- Звук [Х'] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?
- Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х'].
(раздать карточки с изображением камня и подушки)
- Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.
Фонематическая разминка (4 слайд)
Хи-хи-хи – читаем мы …стихи.
Ха-ха-ха – мама кормит …. петуха.
Ах-ах-ах – это слышится в …горах.
Ух-ух-ух – Саша с горки в ямку …бух.
Ох-ох-ох – Ваня вырастил …горох.
Найди слова на звук [Х] (5 слайд)
Халат, художник, хомяк, хлеб, хорек.
Отгадывание загадок. Развитие фонематического восприятия и анализа. (6 слайд)
Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький…. (хорек).
- Сколько слогов в слове хорек? ( В этом слове два слога: хо-рек.)
Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки. (черепаха).
- А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи).
- Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?
- А это что за насекомое?
Жужжит она у уха. Летает всюду…. (муха).
- Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком, какого цвета мы его обозначим?
Физминутка
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка рано встает (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать (показывываем сильный).
Игра: Какое слово лишнее? (9 слайд)
Орех, хлеб, хижина.
Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы. (12 слайд)
- У звуков [х — х'] — один образ-буква. (Буква Х появляется на экране. Логопед читает четверостишие) :
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
(В. Степанов.)
Закрепление образа буквы.
- На что похожа буква Х?
- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Х в воздухе.
- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы?
Чтение слогов «Слоговой аукцион». (14 слайд)
Закрепление кинестетического образа буквы Х.
Игра «Волшебный мешочек»
Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.
3. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу.
-А теперь закроем глазки и представим весь путь, который мы проделали.
- Откройте глаза. Мы снова в детском саду.
Жители страны Букварии прощаются с вами и желают счастливого пути. Давайте вспомним, где мы побывали?
- С какими звуками мы познакомились в этой стране?
- Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?
- Что вам запомнилось?
- Какие задания были трудными для вас?
- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад в детский сад.
Произносим волшебные слова: «Глазки дружно закрываем,
В детский сад мы попадаем…
А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:
- Где мы с вами сегодня побывали?
- В чем отличие звуков от буквы?