Ксения Мусатова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием интерактивной доски «Звуки [м] и [м’] и буква м»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Закрепление звуков [м] и [м,] и буквы М».
А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада ТЦ «Учитель» Воронеж 2006 стр. ;
Л. Н. Смирнова «Обучение дошкольников чтению»/ Москва/ Мозаика – Синтез/ 2006г/.
Н. В. Нищева «Мой букварь» /С-Петербург «Детство –Пресс» 2017г., с.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием интерактивной доски „Звуки [м] и [м’] и буква м“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать правильное произношение звуков [м] и [м,] в слогах, в словах, умение отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи: Формировать фонематический слух, совершенствовать умение детей правильно произносить звуки [м] и [м,] в речи, отличая их от других звуков русского языка, различать звуки по твердости-мягкости. Упражнять в чтении слогов.
Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Материал: карточки с буквой М, интерактивная игра.
Словарная работа: звук, буква, согласный, звонкий, твердый, мягкий, слог.
Предшествующая работа:
1. Звуковая гимнастика со звуком [м] и [м,];
2. Д/и «Придумай слово с нужным звуком».
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент
Ребята, придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [О], [У].
По мере называния слов дети занимают места.
2. Основная часть
- На прошлом занятии вы познакомились с согласной буквой «М».
- А как вы думаете, какие звуки обозначает буква М?
- Правильно.
- Я произнесу слова, а вы определите, какой звук там поселился : твердый или мягкий?
- СОМ, ВИТАМИНКА.
- Молодцы. А к нам сегодня в гости пришли два друга, посмотрите кто это? (Слайд 1). (Дети слушают слова и определяют твердость или мягкость звука [м].
Рассматривают слайд.)
Да это гномы, а зовут их Мотя и Митя. Попробуйте определить какого гнома как зовут. Что вам в этом может помочь?
- Правильно, мы можем определить имена гномов по цвету их одежды. В синем костюме – Мотя, а в зеленом – Митя. Давайте внимательно послушаем и определим с каких звуков начинаются имена гномов? Какой 1-ый звук в слове Мотя? Какой 1-ый и звук в слове Митя?
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [м] и [м’]. А Мотя и Митя будут нам в этом помогать. Вместе с ними мы отправимся по магазинам.
- Посмотрите на картинку и скажите, в какой магазин мы попали? А как вы определили, что это магазин игрушек? (Слайд 2).
- Мотя и Митя хотят купить игрушки. Как вы думаете, какие игрушки они могут купить?
- Правильно, они могут купить игрушки в названии которых есть звуки [м] и [м’]. Расскажите, какие игрушки купит Мотя? А Митя?
Посчитайте, сколько игрушек купил Мотя, а сколько Митя?
Физминутка «Отвезем подарки с Мотей и Митей».
Наши гномы приготовили подарки, только не могут привезти их… Поможем?
Повезем подарки на «машинах-невидимках»!
Вы превращаетесь в водителей! (представляем в руках руль).
Дети выбирают картинки подарков.
У каждого гнома свой дом, вам нужно (пока звучит бубен) доехать до дома и правильно припарковаться (когда бубен остановится) : если в слове есть звук М – в дом какого цвета нужно заехать? - В синий дом. Если звук М’? – В зеленый дом. По машинам! Едем друг за другом по кругу! Можно гудеть и сигналить!
ПРОВЕРКА! Игра повторяется 2 раза!
- А теперь отправляемся в супермаркет. Надо помочь сделать покупки нашим гномам. Мотя будет покупать товары в названии которых есть [м], а Митя – в названии которых есть [м’]. (Работа по слайдам 3-4. Сложить в корзину товары для каждого гнома с проговариванием и выделением звука [м] или [м’]).
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Дидактическая игра «Найди место звука и раскрась нужный кружок».
Слайды 5 – 9. (Проговариваем слово, определяем местоположение звука, даем ему характеристику и определяем каким цветом будем закрашивать нужный кружок).
Чтение слогов открытых и закрытых. (Слайд 10).
Слоги АМ, ОМ, ИМ, УМ, МА, МУ, МО, МИ.
Чтение слогов с опорой на наглядность фронтально, потом несколько человек индивидуально.
3. Рефлексия
Д/и «Непослушные слова»
Мотя и Митя хотят поиграть с вами и заодно проверить, как вы научились различать звуки [М] и [М’].
Я читаю предложение. Вам нужно назвать последнее слово.
- Убежала в норку мЫшка,
Спать залёг в берлогу мИшка.
- На полу скребётся мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка.
- Мальчик мал, но очень мИл.
Он водичкой руки мЫл.
Вспомните, чем мы сегодня занимались? Какие звуки вы учились различать? Молодцы!
Дети называют нужные слова.
Тема НОД: «Закрепление звуков [г] и [г,] и буквы Г».
А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада ТЦ «Учитель» Воронеж 2006 стр. ;
Л. Н. Смирнова «Обучение дошкольников чтению»/ Москва/ Мозаика – Синтез/ 2006г/.
Н. В. Нищева «Мой букварь» /С-Петербург «Детство –Пресс» 2017г., с.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать правильное произношение звуков [м] и [м,] в слогах, в словах, умение отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи: Формировать фонематический слух, совершенствовать умение детей правильно произносить звуки [м] и [м,] в речи, отличая их от других звуков русского языка, различать звуки по твердости-мягкости. Упражнять в чтении слогов.
Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Материал: карточки с буквой Г, интерактивная игра.
Словарная работа: звук, буква, согласный, звонкий, твердый, мягкий, слог.
Предшествующая работа:
1. Звуковая гимнастика со звуком [г] и [г,];
2. Д/и «Придумай слово с нужным звуком».
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент
Отгадывание загадок.
Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки. (Гусь)
Без рук, без топроенка построена избенка (Гнездо)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, р рассказывает. (Книга)
Без головы, а в шляпе,
Одна нога и та без сапога. (Гвоздь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (снегири).
- Какой общий звук есть во всех этих словах?
Давайте составим букву которая обозначает эти звуки. Как она называется?
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г. По мере называния слов дети занимают места.
2. Основная часть
- На прошлом занятии вы познакомились с согласной буквой «Г».
- А как вы думаете, какие звуки обозначает буква Г?
- Правильно. А какие это звуки? Давайте охарактеризуем их.
Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? (Ворчун, Весельчак, Тихоня, Чихун, Док, Простак, Лентяй). Сегодня к нам в гости из этой сказки пришли кто? (два гнома).
Придумайте им имена со звуком «Г» и «ГЬ». (Гога, Гена).
Сегодня Гога и Гена вместе с нами будут повторять звуки «Г» и «ГЬ».
История о Гномах.
Гномы Гога и Гена жили далеко- далеко в дремучем лесу. Где они жили?
Решили они на мир ….(поглядеть, с вами познакомиться. Долго ли, коротко ли шли, к большому городу…. (подошли). Видят – ог- ра- да. Что они увидели? (ограду) А за оградой – детский сад. Так они у нас оказались. Там, где они жили, у них был и сад и огород. Догадайтесь, какие овощи есть на их огороде, в названии которых есть звук «Г»? (огурцы, горох).
А в саду что росло? (груши, гранат, виноград).
В поле они сеяли гречиху.
Какую кашу варят из гречки? (гречневую).
Какой суп можно сварить из гороха? (гороховый).
Назовите ласково горох: (горошина - горошинка).
Угадайте, какой сок любили гномы? (гранатовый, виноградный, грушевый).
ЛОГОПЕД: Гоша и Гена любили работать на грядках с граблями, а после работы играть на … (гармошке, гитаре).
Какие они? (трудолюбивые)
Какой первый звук в слове «гармошка»? «гитара»?
Как называют того, кто играет на гармошке и гитаре? (гармонист, гитарист)
Какие домашние птицы были у гномов? (гуси).
-Гога хочет знать, каких птиц вы еще увидели на участке? (галки, голуби, снегири, щеглы).
Гога предлагает заменить его в имени гласный «о» на звук «а» и вы узнаете название птицы. (Гага). Эти птицы гнездятся, т. е. устраивают гнезда на горных скалах, на берегу Баренцева моря.
А знаете ли вы, что гагачий пух очень легкий, мягкий и из него шьют пуховики для летчиков и полярников? (рассказ учителя о птице гаге).
А какая птица прилетает с юга первой к нам? (грач)
9) Физминутка.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону,
Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками).
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.
Закрепление звуков «Г»и «ГЬ» в слогах:
- Когда гномик Гена был совсем маленьким, он любил повторять слоги:
га- гя- гя гя- гя –га
га- га –гя гя- га – га
га- гя- га гя – га- гя
- Когда подрос немножко, то стал произносить :
гва- гво- гву гла- гло- глу гда- гдо- гду агл- огл- угл- ыгл
- Игра «Наоборот» :
га- га- га гя- гя- гя
го- го- го ги – ги - ги
- Игра «Смотри, не ошибись» (хлопни на слог со звуком «Г», «Гь») :
га кА ха ба го гу бу хи ги гло клу кла глы
- Встань, если услышишь слово со звуком «Г», «Гь». :
голос, волос, кормушка, гиря, гараж, крокодил, погода, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук.
Ответы детей.
Дети выполняют движения по заданию.
3. Рефлексия
Дидактическая игра «Один – много».
Серьга - …. берлога - ….
Вьюга - … дорога - ….
Книга - … бумага - ….
Нога - …. телега - …
Вспомните, чем мы сегодня занимались? Какие звуки вы учились различать? Молодцы!
Дети называют нужные слова.