Оксана Площенко
Конспект логопедического занятия «Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква «Т» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность.
Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в различных языковых единицах.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Учить детей дифференцировать звуки [т] и [ть] на слух и в произношении, сравнивать звуки [т] и [ть] по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Учить выделять согласные звуки [т], [ть] из слогов, слов, предложений.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква „Т“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
4. Закреплять зрительный образ буквы «Т», упражнять в печатании буквы, чтении слогов и слов.
5. Расширять словарь по теме «Транспорт», продолжать учить составлять сложные предложения с союзом «потому что».
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевую активность детей;
2. Расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания, пространственные представления.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать навыки самостоятельности и активности, самоконтроля за речью.
2. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Предварительная работа: беседа, просмотр презентации, настольные игры по теме «Транспорт».
Ход:I. Организационный этап. - Добрый день, ребята! Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»
1. Звук «Д» – гласный?
2. В слове «мама» 6 звуков?
3. Из слов можно составить предложение?
4. В слове «барабан» последний звук – Н?
5. Индюк – это фрукт?
II. Основной этап. 1). Сообщение темы занятия.
Логопед демонстрирует картинки: трамвай, автобус, такси, метро, самолёт, катер, электричка, мотоцикл.
- Назовите одним словом предметы, изображенные на картинках (транспорт).
- Зачем человеку необходим транспорт?
- В городе много видов транспорта. Его движением руководит диспетчер. Сегодня я буду диспетчером. По телефону буду принимать заявки на разные виды транспорта и отправлять его по назначению. А вы будете моими помощниками. За каждое выполненное задание вы будете получаете часть картинки, которую составите в конце занятия.
- Послушайте слова и назовите лишнее слово (катер).
- Объясните (в слове «катер» мы слышим звук [ть], а в остальных словах - [т]).
- Какие звуки будем сегодня различать? (Звуки [т] и [ть])
- Правильно. Тема занятия «Звуки [т] - [ть], буква «Т». (Логопед показывает детям 1 часть разрезной картинки)
2). Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Диспетчеры имеют хороший слух и дикцию. Давайте потренируемся в произнесении звуков [т] и [ть]. Вспомним характеристику звуков и заполним карточку (приложение 1)
- Что делают губы при произнесении звуков [т], [ть]? (губы находятся в положении следующего за «Т» гласного);
- Зубы? (зубы сближены, но не сомкнуты);
- Что делает наш язык, когда мы произносим звуки [т] и [ть]? (стучит по бугоркам).
- Значит, в карточке вы обводите язык кружочком.
- Попробуйте спеть звук [т] и звук [ть] (они не поются)
- Значит, какие это звуки? (согласные).
- Какой звук [т] твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким кружочком обозначаем звук [т]? (синим).
- А звук [ть]? (мягкий). Каким кружочком будем обозначать этот звук? (зелёным). Раскрасьте, в карточке кружки синим и зелёным цветом.
- Положите ладошку на горло и произнесите звуки [т] и [ть]. Стенки горла дрожат или нет?
- Значит это звонкие или глухие согласные? (глухие).
Итак, сделайте вывод: Звуки [т] и [ть] – согласные, глухие, различаются по признаку твёрдости и мягкости. Молодцы, получайте 2 часть картинки.
3). Дифференциация [т]-[ть] из ряда звуков, слогов.
Поступил звонок в диспетчерскую. Бабушка с дедушкой на даче за городом и не могут добраться домой. Просят прислать транспорт. Отгадайте, какой.
По железной по дорожке.
Быстро мчит сороконожка.
В лес, на дачу и в луга
Довезет нас без труда. (Электропоезд, электричка)
- Какой это вид транспорта?
- Почему электропоезд назван сороконожкой? (много колёс)
- Оказывается, сломался семафор. Нам необходимо настроить сигналы семафора, чтобы электричка продолжила путь следования.
- Вставайте, берите семафоры в руки. Если услышите звук [т] – поднимайте синий семафор, когда [ть] – зелёный.
- т, ть, т, ть, ть, т, та, тя, ать, ат, оть, то, ты, ти.
- Молодцы! Садитесь. Сигналы семафора настроили. Дачники добрались до дома. А вы получаете 3 часть картинки.
4). Закрепление образа буквы «Т»
- В диспетчерскую поступила телеграмма. Но, что написано, не разобрать. Найдите буквы «Т» и раскрасьте, синим и зеленым цветом (приложение 2)
- Молодцы! Переверните листок (на обратной стороне телеграммы написаны слоги)
5).Чтение слогов по таблице (приложение 3)
- Что написано в таблице? (слоги).
- Разделите слово телеграмма на слоги (те-ле-грам-ма)
- Какой первый слог в слове «телеграмма»? (слог – ТЕ). Найдите этот слог в таблице и обведите карандашом.
- Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. Прочитайте этот слог (УТ) и обведите карандашом (аналогично проводится дальнейшая работа).
- 1 слог вниз, 2 слога влево (АТ)
- 1 слог вниз, 2 слога вправо (ТО)
- 2 слога вверх, 2 слога влево (ТИ)
- 1 слог влево, 3 слога вниз (ТЫ)
- 2 вправо, 3 вверх (ТУ)
- 1 влево, 3 вниз (ОТ)
- У вас получилась карта-послание о месте положения рыбаков. Они просят о помощи. Льдина оторвалась от берега и поплыла, унося их в море. Отгадайте, какой вид транспорта отправится им на помощь?
Он летает, но не птица.
Он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть,
Как большая стрекоза. (Вертолёт)
- Какой это вид транспорта? Чем вертолёт напоминает стрекозу?
- Чтобы вертолёт взлетел, надо сочинить о нём чистоговорки и чётко их произнести.
6). Проговаривание чистоговорок (с движением).
от, оть, от — готовим. (вертолёт) - повороты туловища
ать, ат, ать — рыбаков. (спасать) – наклоны туловища вперёд
ты, ти, ты — вертятся. (винты) – вращение рук
ти, ты, ти — он уже в. (пути) – повороты вокруг себя
- Вертолёт улетел спасать рыбаков. Получайте 4 часть картинки.
7). Дифференциация звуков в словах.
Звонят с Юга. Там неожиданно выпало много снега. Холодно. Дороги замело. Люди просят прислать тёплую одежду и обувь. Одежда и обувь подготовлены. Отгадайте, какой транспорт доставит одежду и обувь на юг?
Летит стальная птица
В небе голубом.
Города, моря, границы
У птицы под крылом. (Самолёт)
- В синий самолёт «погрузите» одежду и обувь со звуком [т], а в зелёный — со звуком [ть]. (Приложение 4). Дети поочередно называют картинки, выделяя голосом звуки [т] и [ть], определяют место звука в слове и грузят их в самолёты – проводят линии от предмета к самолёту.
- Одежда отправлена. Она согреет жителей Юга. Получайте 5 часть картинки.
8). «Составь слово по первым звукам»
- Звонят дети. Они опаздывают в школу. Отгадайте, какой вид транспорта они ждут? (Дети определяют первый звук в слове, вписывают соответствующую букву).
Молодцы, получаете 6 часть картинки.
9). Работа над предложением.
- Автобус где-то задерживается. Что-то случилось. Объясните полным предложением, что же случилось.
На перекрестке случилась авария, потому что…
Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…
Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что…
У светофора все машины затормозили, потому что…
Водитель сигналил мальчику, потому что…
Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что…
- Молодцы! Автобус подошёл, и дети уехали в школу (7 часть картинки)
10). Больше звонков нет. Работа диспетчера закончена.
- На транспорте работает много людей разных профессий. Но я запуталась кто, чем управляет. Упражнение «Исправь ошибки».
Пилот ловко управляет своим теплоходом.
За штурвалом самолёта профессиональный водитель.
Машинист ведёт грузовик на погрузку.
Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.
Отлично! Вот и последняя часть картинки.
11). Составление разрезной картинки.
- Все части вы получили. Можно составить картинку (дети собирают разрезную картинку)
Что получилось? (лошадь везёт сено в повозке)
Лошадь является транспортом? (лошадь, запряжённая в повозку – гужевой транспорт).
III. Заключительный этапКакие звуки сегодня различали? Чем похожи? Чем отличаются?
Молодцы! Спасибо за работу на занятии!
Дидактические материалы: картинки с изображением разных видов транспорта (трамвай, автобус, такси, метро, самолёт, катер, электричка, мотоцикл, карточки для проведения анализа характеристики звуков, сигнальные семафоры, таблица слогов для чтения, картинки самолётов и предметов одежды со звуками Т-Ть, карточка составь слово по первым звукам, цветные карандаши.