Екатерина Смагина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки Б, Бь. Буква Б.»
Организационный момент.
Повтори за мной. Повторение ритмических ударов.
Закрепление изученного материала. У детей на столах индивидуальные картинки с зашумлёнными изображениями. Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и назвать, что на ней изображено. Логопед: Какие это буквы? (гласные и согласные) Найти букву «П» и обведи её.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Б], [Б’], Буква „Б“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Логопед: «Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка)
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке,
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант)
Логопед: «Вспомните слова-отгадки ( Дети называют: бабочка, бант, бочка, буквы). Какой первый звук в этих словах?» (Звук [Б]). Артикуляция звука [Б]. Логопед с детьми изучают особенности артикуляции звука и составляют его фонетическую характеристику: Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта. (значит) Какой звук Б гласный или согласный? (Согласный).
звука [Б] - это согласный звук, твердый, звонкий. Фонематическое упражнение
В гости приходят человечки Бим и Бом. Одинаково ли звучат первые звуки в именах? Правильно в имени Бим звук Бь мягкий. звука [Б] - это согласный звук, мягкий.
Игра «Два светофора». Звуки [ Б] –[ Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.
- Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’, - Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,
- бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.
Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?
Знакомство с буквой Б. Чтение слогов
Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Логопед показывает букву. Что вам напоминает эта буква? Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный. Какой слог получился?
А теперь Бом дает вам звуки [б],[о]. Какой слог получился?
А теперь напишите этот слог буквами. Логопед вместе с детьми читают слоги.
Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось имя Бом? (Звука [м]).
Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.
А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом). Молодцы!
Д/у «Поймай звук»
Ребята, давайте с вами поиграем в игру Д/У «Зажги фонарик».
Вы должны поднять синий или зелёный кружок, когда услышите звуки Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Д/у «Подарки для гостей»
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).
Где вы произносили звук Б? (В начале слова).
А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).
Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
звукобуквенный анализ слова бык.
Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [б]-согласный, твердый.
Логопед. Какой второй звук? (Звук [ы]- гласный.) Логопед. Какой третий звук?
(Звук [к]- согласный, твердый). Логопед. Сколько всего звуков в слове бык? (звука).
Работа в тетрадях. Печатанье буквы Б б
Итог занятия. Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.
Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).
Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.
Динамическая пауза проводится в течении занятия.
Игра с мячом «Послушай и повтори».
Логопед. Ба – бо - бу - бы.
Бо – бу – бы - ба.
Бу – ба – ба -- бо.
Бы - ба – бо – бу.
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки Н, Нь. Буква Н»
Речевое развитие:
• Закрепить навык чёткого произношения и различения звуков н, нь в словах, фразах;
• Продолжать учить подбирать слова с заданным звуком в
заданной позиции (начало, середина, конец слова); Познакомить с буквой.
• Закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
• Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
• Учить детей работать с деформированным предложением, делить предложение на слова, делать его графическую схему;
•
Развитие психических процессов:
• Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы.
Социально – коммуникативное развитие
• формирование эмоциональной готовности к обучению в школе.
• Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца.
• формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Физическое развитие
• Укреплять психическое и физическое здоровье детей посредством динамической паузы.
Организационный момент.
Логопед выставляет три картинки. (нос, норка, ноги) «Найди ударный звук» Логопед произносит слова, а дети на ударный гласный звук топают ногой. Логоп: Назови первый звук в словах. Правильно. Это звук Н. Какой он твёрдый или мягкий? Послушай, «нос». Логопед интонацией выделяет звук. ( дети: твёрдый)
Закрепление изученного материала. “Посели картинки в свои домики”. На мольберте размещены синий и зелёный домики. На столах у детей лежат маленькие картинки. Логопед спрашивает у детей: Как вы думаете, какие звуки живут в синем домике, а какие звук – в зелёном?
Логопед: Правильно, если в названии картинки есть звук «Д», то помещаем ее в синий домик (звук согласный твердый). А если в названии картинки есть звук «Дь», то – в зеленый домик (звук согласный мягкий). Дети выбирают картинки, заселяют их в домики и объясняют свой выбор.
Ход занятия : Характеристика звука : “Н” :
Губки растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы. Значит, звук [Н] - согласный. Обозначать его мы будем кружком синего цвета. Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит». Горлышко «дрожит», значит звук Н – ( дети: звонкий).
Фонетическое упражнение «Лошадки». Приходит в гости конь. Логопед обыгрывает ситуацию: конь скачет: «Но-но.» Затем он останавливается, и хозяин «кормит» лошадку: «На-на.». Дети тоже скачут, как лошадки.
Дети садятся на стульчики. Игра «Поймай звук». Топни, если услышишь звук Н : н, п, б, н, м, м, н. ; на, па, ан, он, мы, ну. ; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
Знакомство с буквой “Н”. На что похожа буква “Н”? Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”. Нахождение буквы “Н” в азбуке. Выкладывание буквы из палочек.
Анализ слогов НА, НУ Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета. Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [Н]-согласный, твердый.
Логопед. Какой второй звук? (Звук [А]- гласный.) Сколько всего звуков в слове бык? И т. д.
Дидактическая игра «Подбери картинку к схеме». Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова. Произнося слова со звуком Н в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву Н, положить ее в нужное место полоски (начало или конец, середину).
Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”. Лог: Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят). Как звали поросят? Выделение гласных звуков из середины слов. Лог: Скажите, какой гласный звук есть в имени Наф-Наф (Нуф-Нуф? А в имени Ниф-Ниф? Лог: Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф? Правильно в имени Наф первый звук твёрдый, в имени Ниф – мягкий. Сейчас мы будем учиться различать звуки “Н” и “Нь”.
Логопед показывает символ звука : девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!». (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Словесная игра «Смотри, не ошибись» (хлопни на слово со звуком «Н», «Нь») :
Если услышишь слово со звуком «Н», то хлопай, а если услышишь слово со звуком «Нь», то поднимай руки: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']' : нь, вь, пь, нь. ; ви, ни, ань, акь. ; Наташа, нектар, молоко, нос, нитки, ноги, ниша, нож, ванна, нет, Нита, ноты, никель, Вика, нимб, ночь, собака, наволочка, немощь, новый, низкий, ноша. Так далее.
Игра «Четвертый лишний». Лог: Догадайтесь, какой слог лишний в слоговых рядах:
На-но-ну-ма; Ну-на са-но; Со-ну-ни-на.
Игра «Повтори»
На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
“Подарки для поросят”.
Сегодня у поросят день рождения, выберите подарки: Логопед: Сегодня у поросят был день рождения. Логопед предлагает детям выбрать для них подарки. У детей на столах лежат картинки. Дети выбирают картинки, кладут их поросятам в коробочку и объясняют свой выбор. Дети: Я подарила эту картинку Наф - Нафу, потому что слово банан заканчивается на звук «н». И так далее каждый ребёнок выходит и выбирают подарки, в названии которых есть звук “Н”, “Нь” в конце слова.
Картинки: баран, банан, фонтан, батон, бутон, телефон, карман, балкон; огонь, пень, день, камень, конь, сирень. Линейка, калинка, малинка.
Звуковой – анализ слова Нина.
Составление слова из ранее составленных слогов. Выкладывание детьми схемы слова, подсчёт слогов, выделение звуков по порядку. Например: «Сколько слогов в слове? Какой первый (второй ….) звук в слове?» Определение гласных и согласных звуков. Например: «Сколько гласных (согласных) звуков слове? Назовите их. Какой первый (второй ….) звук в слове?»
Выделение позиции заданного звука.
Предлог «НА»
Логопед ставит на доску схемы предлогов НА и уточняет для детей их значение. Затем выставляет парами предметные картинки. По каждой паре картинок следует придумать предложение с одним из означенных предлогов. Гриб – сковородка. Книга – стол. Бабочка – цветок. Жук – листок. Жук – гриб.
Выкладывание схем предложений. Логопед напоминает детям, что в схеме предложения слова-предметы и слова-действия обозначаются синими прямоугольниками, определения – красными, а предлоги (это первое употребление символа предлога) – короткими зелеными прямоугольниками.
Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.
Гимнастика для глаз
Представьте, что мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки В, Вь. Буква В»
Орг. момент. Дети стоят в кругу. На мольберте размещены некоторые картинки на тему: «Животные, посуда, деревья». Вначале логопед и дети договариваются, с каким звуком будут подбирать слова и на какую тему (многие слова отрабатываются без наглядной опоры). Логопед называет звук «К» и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с данного звука.
Закрепление изученного материала.
Объявление темы Логопед выставляет три картинки. (волк, варежки, ваза)
Логопед: Назови одинаковый звук в словах. Правильно. Это звук В. Какой он твёрдый или мягкий? Послушай, «волк». Логопед интонацией выделяет звук. ( дети: твёрдый)
Логопед: А как вы думаете, какой звук мы сегодня на занятии будем изучать. Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «В» и «Вь» в словах и в предложениях.
Ход занятия : Характеристика звука : “В” :
нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; – верхние зубки слегка видны. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – губы и зубы. Значит, звук [В] - согласный. Обозначать его мы будем кружком синего цвета. Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит». Горлышко «дрожит», значит звук В – ( дети: звонкий, синий кружок с колокольчиком. Символ звука : воет сильный ветер: ввввв. (см. цветную вклейку).
Игра «Зажги фонарик». Подними кружок, если услышишь звук [В]' : в, п, т, м, в, д. ; ва, па, ма, вы., Газы – вазы, дата – вата, грач – врач, голос – волос и т. д. ,
Знакомство с буквой “В”. На что похожа буква “В”? Дети выбирают картинки похожие на букву “В”. Нахождение буквы “В” в азбуке. Выкладывание буквы из палочек.
Анализ слогов ВА, ВУ Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета. Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [В]-согласный, твердый.
Логопед. Какой второй звук? (Звук [А]- гласный.) Сколько всего звуков в слове бык? И т. д.
Знакомство с предлогом В. Логопед ставит на доску схемы предлога В и уточняет для детей его значение «Какое слово пропустили» Волк живет. лесу. Стул стоит. стола, (в, у); –«Составления предложение» по опорным словам: дом, мальчик, идти, в; у, Маша, кукла, есть; – самостоятельного придумывания предложений с предлогами у, в.
Знакомство со звуком [В']. Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']) : день – ночь; утро –. (вечер); осень –. (весна)
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В']' : вь, мь, пь, вь. ; вя, мя, пи, ви. ; Витя, Митя, Петя, Вера.
Игра «Запомни и повтори». Лови мяч и повторяй за взрослым слоговой ряд:
вя-ве-вю-ви; вдя-вде-вдю-вди; авдя-авде-авдю-авди.
Упражнение «Разложи картинку» Из ряда картинок дети выбирают только те, в названии которых есть звук [В']. Лог: определить где слышишь звук Вь.
Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова. Произнося слова со звуком В в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву В, положить ее в нужное место полоски (начало или конец, середину).
«Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).
Сегодня у Вале и Вите день рождения, выберите для них подарки:
Дети выбирают подарки со звуками “В”.
Дети выбирают подарки со звуками “Вь”.
Звуковой анализ слов Вова, вата. Составление схем слов из кружков, количественный и позиционный анализ слов (сколько всего звуков в слове, какой первый и последний звук в слове, какой звук в слове стоит после звука [В] и т. д.).
Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.