Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» в подготовительной группе

Екатерина Смагина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки Б, Бь. Буква Б

Организационный момент.

Повтори за мной. Повторение ритмических ударов.

Закрепление изученного материала. У детей на столах индивидуальные картинки с зашумлёнными изображениями. Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и назвать, что на ней изображено. Логопед: Какие это буквы? (гласные и согласные) Найти букву «П» и обведи её.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Б], [Б’], Буква „Б“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Логопед: «Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает. (Бабочка)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке,

Не мотылёк, не птичка –

Держит две косички. (Бант)

Логопед: «Вспомните слова-отгадки ( Дети называют: бабочка, бант, бочка, буквы). Какой первый звук в этих словах(Звук [Б]). Артикуляция звука [Б]. Логопед с детьми изучают особенности артикуляции звука и составляют его фонетическую характеристику: Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта. (значит) Какой звук Б гласный или согласный? (Согласный).

звука [Б] - это согласный звук, твердый, звонкий. Фонематическое упражнение

В гости приходят человечки Бим и Бом. Одинаково ли звучат первые звуки в именах? Правильно в имени Бим звук Бь мягкий. звука [Б] - это согласный звук, мягкий.

Игра «Два светофора». Звуки [ Б] –[ Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

- Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’, - Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

- бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Логопед показывает букву. Что вам напоминает эта буква? Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный. Какой слог получился?

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о]. Какой слог получился?

А теперь напишите этот слог буквами. Логопед вместе с детьми читают слоги.

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось имя Бом? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом). Молодцы!

Д/у «Поймай звук»

Ребята, давайте с вами поиграем в игру Д/У «Зажги фонарик».

Вы должны поднять синий или зелёный кружок, когда услышите звуки Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Д/у «Подарки для гостей»

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

звукобуквенный анализ слова бык.

Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [б]-согласный, твердый.

Логопед. Какой второй звук? (Звук [ы]- гласный.) Логопед. Какой третий звук?

(Звук [к]- согласный, твердый). Логопед. Сколько всего звуков в слове бык? (звука).

Работа в тетрадях. Печатанье буквы Б б

Итог занятия. Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.

Динамическая пауза проводится в течении занятия.

Игра с мячом «Послушай и повтори».

Логопед. Ба – бо - бу - бы.

Бо – бу – бы - ба.

Бу – ба – ба -- бо.

Бы - ба – бо – бу.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки Н, Нь. Буква Н»

Речевое развитие:

• Закрепить навык чёткого произношения и различения звуков н, нь в словах, фразах;

• Продолжать учить подбирать слова с заданным звуком в

заданной позиции (начало, середина, конец слова); Познакомить с буквой.

• Закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;

• Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

• Учить детей работать с деформированным предложением, делить предложение на слова, делать его графическую схему;

Развитие психических процессов:

• Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы.

Социально – коммуникативное развитие

• формирование эмоциональной готовности к обучению в школе.

• Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца.

• формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Физическое развитие

• Укреплять психическое и физическое здоровье детей посредством динамической паузы.

Организационный момент.

Логопед выставляет три картинки. (нос, норка, ноги) «Найди ударный звук» Логопед произносит слова, а дети на ударный гласный звук топают ногой. Логоп: Назови первый звук в словах. Правильно. Это звук Н. Какой он твёрдый или мягкий? Послушай, «нос». Логопед интонацией выделяет звук. ( дети: твёрдый)

Закрепление изученного материала. “Посели картинки в свои домики”. На мольберте размещены синий и зелёный домики. На столах у детей лежат маленькие картинки. Логопед спрашивает у детей: Как вы думаете, какие звуки живут в синем домике, а какие звук – в зелёном?

Логопед: Правильно, если в названии картинки есть звук «Д», то помещаем ее в синий домик (звук согласный твердый). А если в названии картинки есть звук «Дь», то – в зеленый домик (звук согласный мягкий). Дети выбирают картинки, заселяют их в домики и объясняют свой выбор.

Ход занятия : Характеристика звука : “Н” :

Губки растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы. Значит, звук [Н] - согласный. Обозначать его мы будем кружком синего цвета. Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит». Горлышко «дрожит», значит звук Н – ( дети: звонкий).

Фонетическое упражнение «Лошадки». Приходит в гости конь. Логопед обыгрывает ситуацию: конь скачет: «Но-но.» Затем он останавливается, и хозяин «кормит» лошадку: «На-на.». Дети тоже скачут, как лошадки.

Дети садятся на стульчики. Игра «Поймай звук». Топни, если услышишь звук Н : н, п, б, н, м, м, н. ; на, па, ан, он, мы, ну. ; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Знакомство с буквой “Н”. На что похожа буква “Н”? Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”. Нахождение буквы “Н” в азбуке. Выкладывание буквы из палочек.

Анализ слогов НА, НУ Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета. Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [Н]-согласный, твердый.

Логопед. Какой второй звук? (Звук [А]- гласный.) Сколько всего звуков в слове бык? И т. д.

Дидактическая игра «Подбери картинку к схеме». Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова. Произнося слова со звуком Н в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву Н, положить ее в нужное место полоски (начало или конец, середину).

Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”. Лог: Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят). Как звали поросят? Выделение гласных звуков из середины слов. Лог: Скажите, какой гласный звук есть в имени Наф-Наф (Нуф-Нуф? А в имени Ниф-Ниф? Лог: Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф? Правильно в имени Наф первый звук твёрдый, в имени Ниф – мягкий. Сейчас мы будем учиться различать звуки “Н” и “Нь”.

Логопед показывает символ звука : девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!». (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Словесная игра «Смотри, не ошибись» (хлопни на слово со звуком «Н», «Нь») :

Если услышишь слово со звуком «Н», то хлопай, а если услышишь слово со звуком «Нь», то поднимай руки: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']' : нь, вь, пь, нь. ; ви, ни, ань, акь. ; Наташа, нектар, молоко, нос, нитки, ноги, ниша, нож, ванна, нет, Нита, ноты, никель, Вика, нимб, ночь, собака, наволочка, немощь, новый, низкий, ноша. Так далее.

Игра «Четвертый лишний». Лог: Догадайтесь, какой слог лишний в слоговых рядах:

На-но-ну-ма; Ну-на са-но; Со-ну-ни-на.

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

“Подарки для поросят”.

Сегодня у поросят день рождения, выберите подарки: Логопед: Сегодня у поросят был день рождения. Логопед предлагает детям выбрать для них подарки. У детей на столах лежат картинки. Дети выбирают картинки, кладут их поросятам в коробочку и объясняют свой выбор. Дети: Я подарила эту картинку Наф - Нафу, потому что слово банан заканчивается на звук «н». И так далее каждый ребёнок выходит и выбирают подарки, в названии которых есть звук “Н”, “Нь” в конце слова.

Картинки: баран, банан, фонтан, батон, бутон, телефон, карман, балкон; огонь, пень, день, камень, конь, сирень. Линейка, калинка, малинка.

Звуковой – анализ слова Нина.

Составление слова из ранее составленных слогов. Выкладывание детьми схемы слова, подсчёт слогов, выделение звуков по порядку. Например: «Сколько слогов в слове? Какой первый (второй ….) звук в слове?» Определение гласных и согласных звуков. Например: «Сколько гласных (согласных) звуков слове? Назовите их. Какой первый (второй ….) звук в слове

Выделение позиции заданного звука.

Предлог «НА»

Логопед ставит на доску схемы предлогов НА и уточняет для детей их значение. Затем выставляет парами предметные картинки. По каждой паре картинок следует придумать предложение с одним из означенных предлогов. Гриб – сковородка. Книга – стол. Бабочка – цветок. Жук – листок. Жук – гриб.

Выкладывание схем предложений. Логопед напоминает детям, что в схеме предложения слова-предметы и слова-действия обозначаются синими прямоугольниками, определения – красными, а предлоги (это первое употребление символа предлога) – короткими зелеными прямоугольниками.

Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.

Гимнастика для глаз

Представьте, что мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки В, Вь. Буква В»

Орг. момент. Дети стоят в кругу. На мольберте размещены некоторые картинки на тему: «Животные, посуда, деревья». Вначале логопед и дети договариваются, с каким звуком будут подбирать слова и на какую тему (многие слова отрабатываются без наглядной опоры). Логопед называет звук «К» и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с данного звука.

Закрепление изученного материала.

Объявление темы Логопед выставляет три картинки. (волк, варежки, ваза)

Логопед: Назови одинаковый звук в словах. Правильно. Это звук В. Какой он твёрдый или мягкий? Послушай, «волк». Логопед интонацией выделяет звук. ( дети: твёрдый)

Логопед: А как вы думаете, какой звук мы сегодня на занятии будем изучать. Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «В» и «Вь» в словах и в предложениях.

Ход занятия : Характеристика звука : “В” :

нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; – верхние зубки слегка видны. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – губы и зубы. Значит, звук [В] - согласный. Обозначать его мы будем кружком синего цвета. Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит». Горлышко «дрожит», значит звук В – ( дети: звонкий, синий кружок с колокольчиком. Символ звука : воет сильный ветер: ввввв. (см. цветную вклейку).

Игра «Зажги фонарик». Подними кружок, если услышишь звук [В]' : в, п, т, м, в, д. ; ва, па, ма, вы., Газы – вазы, дата – вата, грач – врач, голос – волос и т. д. ,

Знакомство с буквой “В”. На что похожа буква “В”? Дети выбирают картинки похожие на букву “В”. Нахождение буквы “В” в азбуке. Выкладывание буквы из палочек.

Анализ слогов ВА, ВУ Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета. Логопед. Какой первый звук? Дети. Звук [В]-согласный, твердый.

Логопед. Какой второй звук? (Звук [А]- гласный.) Сколько всего звуков в слове бык? И т. д.

Знакомство с предлогом В. Логопед ставит на доску схемы предлога В и уточняет для детей его значение «Какое слово пропустили» Волк живет. лесу. Стул стоит. стола, (в, у); –«Составления предложение» по опорным словам: дом, мальчик, идти, в; у, Маша, кукла, есть; – самостоятельного придумывания предложений с предлогами у, в.

Знакомство со звуком [В']. Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']) : день – ночь; утро –. (вечер); осень –. (весна)

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В']' : вь, мь, пь, вь. ; вя, мя, пи, ви. ; Витя, Митя, Петя, Вера.

Игра «Запомни и повтори». Лови мяч и повторяй за взрослым слоговой ряд:

вя-ве-вю-ви; вдя-вде-вдю-вди; авдя-авде-авдю-авди.

Упражнение «Разложи картинку» Из ряда картинок дети выбирают только те, в названии которых есть звук [В']. Лог: определить где слышишь звук Вь.

Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова. Произнося слова со звуком В в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву В, положить ее в нужное место полоски (начало или конец, середину).

«Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).

Сегодня у Вале и Вите день рождения, выберите для них подарки:

Дети выбирают подарки со звуками “В”.

Дети выбирают подарки со звуками “Вь”.

Звуковой анализ слов Вова, вата. Составление схем слов из кружков, количественный и позиционный анализ слов (сколько всего звуков в слове, какой первый и последний звук в слове, какой звук в слове стоит после звука [В] и т. д.).

Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? Что на занятии больше всего понравилось? Как вы думаете, какие игры больше всего понравились нашим гостям? Логопед раздаёт картинки от наших гостей и оценивает каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П» в подготовительной к школе группе Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Л’], [Л]. Буква «Л» Задачи Образовательные: Познакомить с согласными звуками [Л], [Л"]. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Ф, Ф’ и буква Ф» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Разработала: учитель-логопед Семирунная Елена Борисовна Тема: «Звуки.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Буква К, звуки [К], [К’]» Тема: Буква "К", звуки [К], [К’]. Возраст: 6 лет Цель: закрепить знания детей о букве «К», закрепить навыки различения звуков [К], [К’].

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием интерактивной доски «Звуки [м] и [м’] и буква м» Тема: «Закрепление звуков [м] и [м,] и буквы М». А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада ТЦ.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми с ТНР в 1 классе «Звуки [Г], [Г’]. Буква «Г» Цель: закрепить правильное произношение звуков [Г], [Г’]. Познакомить с буквой «Г». Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляторные.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [А] и буква А» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква А». Цель: познакомить детей со звуком и буквой А.

НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В» Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В. Задачи: 1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия;.

Презентация к занятию подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [Т], [Т’], буква «Т» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» в подготовительной группе
Опубликовано: 29 октября 2019 в 16:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Смагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД