Ирина Решетина
НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема «Звуки в и В. Буква В»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая, предметные картинки на изучаемый звук, ромашки на дифференциацию звуков,, письмо от выпускника детского сада.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Что за чудо -чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
(все берутся за руки)
Психогимнастика. Воспитатель:
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
(радостные лица)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
Повторение пройденного материала.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
- А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?
- Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)
- А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).
Сообщение темы
Воспитатель: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук В.
Воспитатель: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук Вь.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
- Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Воспитатель: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Воспитатель: Звуки В и Вь любят играть :
Подними синюю карточку, когда услышишь звук В
Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.
(логопед называет сначала звуки : В В Вь В Вь Вь, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)
- Молодцы!
Определить место звука в слове.
Воспитатель: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано.
В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка
Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)
Воспитатель: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(воспитатель проверяет все слова)
Физ. минутка. «Зарядка» - движения выполняются в соответствии с текстом, по показу взрослого.
1-2-3-4-5!
Выходите поиграть!
Выходите по порядку
На веселую зарядку! дети становятся в круг
1-2-3-4-5!
Будем прыгать и скакать! прыжки на месте
Наклонился правый бок. наклоны туловища вправо
Раз, два, три.
Наклонился левый бок. наклоны туловища влево
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки руки вверх
И дотянемся до тучки.
Вот мы руки развели, руки в стороны
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились! наклон вперед
Наклонились, выпрямились, наклоны
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА
ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ
ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО
Игра «Твердый-мягкий».
Читаю словa, если в слове согласный звук мягкий [в']- встают девочки, если твердый [в]- мальчики.
Волк, ворона, Витя, корова, ловит, вьюга, Вова, Вика.
- Кто был самый внимательный, какие имена вам встретились? (Витя, Вова, Вика)
- Чем отличаются? (Два имя мальчика, а одно имя девочки.)
- A что общего? (Первая буква В)
Воспитатель: Вот буква «В» видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
(С. Маршак)
(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка, слева направо полуовал…;
Найдите в на листочке правильно написанную букву и обведите ее в кружочек, покажите на пальчиках сколько правильных букв.
Игра «Собери цветочки».
Воспитатель Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ.)
Логопед проверяет выполнение задания.
Итог занятия.
Воспитатель: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Воспитатель открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
( слова: валенки, облако, волк, аист – ВОВА.)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?