Ильмира Адигамова
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Звуки [п]-[п’], Буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Звуки П, ПЬ, Буква П»
Цель: Знакомство со звуками П, Пь, буквой П.
• Коррекционно-образовательные :
o уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
o учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости
o учить определять позицию звука в словах;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе „Звуки [п]-[п’], Буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
o совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
o учить анализу и синтезу слов ПУХ, ПИОН.
o познакомить детей с графическим образом буквы П;
• Коррекционно-развивающие:
o нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;
o развивать речевое дыхание;
o развивать слуховую память, внимание и восприятие;
o развивать умение концентрировать внимание; развивать мелкую моторику
o совершенствовать навыки плавной речи.
• Воспитательные:
• воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование: предметные картинки (два мальчика Петя и Паша, парусник, почтальон); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями, пособие «Звуковое пианино», картинки «Чемоданы», пособие «Почтовые ящики»; предметные картинки на звуки “П”, «Пь» в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога; полубуковки, стекляшки, пуговицы, семена,
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное) Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я твой - друг, и ты –мой друг,
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Подарите свои улыбки нашим гостям
Психологический настрой
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
На занятиях, в игре
Спокойно, плавно говорим.
И никуда мы не спешим.
II. Массаж лица
Логопед: Сегодня на улице очень холодно, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж “Наше солнышко”. Покажем, как мы его делаем? Ладошка – это солнышко, а пальчики– лучи.
Солнышко, милое (поглаживающие круговые движения правой рукой левой ладони и
наоборот поочередное поглаживание пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части
ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.)
Наши ручки потянулись (Потянуться руками вверх)
Логопед: Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. Сообщение темы занятия
Логопед: Посмотрите у нас в гостях Паша и Петя (Выставляются картинки с изображением двух мальчиков). Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)
2. Характеристика звуков [ П |. [Пь|
Логопед: Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются.) Звук [П| гласный или согласный? (Согласный). Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.) Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.) Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.) А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)
3. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Паша и Петя любят играть на пианино. Давайте вместе с вами сыграем их любимые песенки
Игра «Звуковое пианино» - дифференциация звуков в слогах, самомассажа пальчиков
Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенки
па-па-па пя-пя-пя па-пя-па
пу-пу-пу пю-пю-пю пу-пю-пу
Слоги с твердым звуком проигрываются на синих клавишах, а с мягким согласным звуком на зеленых клавишах.
4. Развитие фонематических процессов
Логопед: Паша и Петя собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника). Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.
Игра «Раздели на слоги»
Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.
5. Дыхательное упражнение
Логопед: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествие
Упражнение «Надуваем паруса»
Паруса мы надуваем,
Животик рукой мы проверяем.
6. Физпауза Упражнение «Кораблик»
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем
7. Дифференциация звуков. Игра «Почтовые ящики»
Логопед: Долго наши ребята находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Паши и Пети. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем отправлять письма с картинками, которые начинаются со звуков П и Пь по почтовым ящикам.
8. Формирование фонематического анализа и синтеза
Игра «Письма»
Логопед: Ребята, посмотрите нам тоже пришли письма от Пети и Паши. Это не простые письма, а письма-задания. Они просят нас помочь им выполнить задания.
Первое письмо
Логопед: Вот в первом письме ребята просят заменить первый звук и узнать, какие слова получатся.
Заменяем первый звук в словах на звук П : точка, тачка, карта, мальчик, мост, кол.
Заменяем первый звук на звук Пь : лекарь, лесенка, лесок, зелёнка, вила, медаль.
Второе письмо
Логопед: нужно определить место звука в словах с использование звуковой линейки.
Слова: суп, укроп, повар, лампа, пила, копилка, пень.
Третье письмо
Детям предлагается выполнить звуковой анализ слогов, слов АП ПУ ПУХ, ПИОН.
Четвертое письмо
Логопед: Нужно составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)
Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»).
Панама, антенна, роза (слово «пар»).
Лось, арбуз, пальто, апельсин (слово «лапа»)
Логопед: Какой общий звук во всех словах? ([П]). Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.). Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.) Где звук [П| в середине? (Лапа.)
9. Знакомство с графическим образом буквы П
Пятое письмо.
Логопед: Ребята, нужно помочь починить букву П. Но что бы выполнить задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.) Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.
10. Восстановление графического образа буквы П
Логопед: Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются полубуковки, дети должны составить букву из стекляшек, пуговиц, семечек)
11. Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания
Логопед: Петя и Паша просят вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П Л П А О Д П У О И П С Н М П А И О У П П Ы В Т Г П О К П И О П
12. Работа над предложением
Логопед: Вот и подошло к концу путешествие ребят. Парусник друзей прибыл в порт. Вариант предложения для анализа: Парусник прибыл в порт.
Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.
IV. Развитие лексико- грамматической стороны речи
1. Упражнение «Какой, какая, какие?»
Логопед: Петя и Паша какие? Какое это было путешествие? Парусник какой? Письма были какие?
2. Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.
Проговаривание чистоговорок со звуками П и Пь
Логопед: Паша и Петя за время своего путешествия многому научились и сочинили небольшие стихи об этом. Давайте их послушаем, а потом вместе попробуем произнести.
Па-па-па – в пути нужна крупа.
Пу-пу-пу – забыли мы крупу.
Пы-пы-пы – плохо без крупы.
Пей-пей-пей – воду сырую ты не пей.
Пи-пи-пи – знания копи.
IV. Рефлексия
Оценка работы детей.
Логопед: Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня учили? ([П], [Пь].) Назовите по одному слову со звуком [П].