Наталия Серкова
Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методический материал
Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
Серкова Наталия Алексеевна
учитель-логопед 1 категории
ГБДОУ детский сад №135 комбинированного вида,
Выборгский район г. Санкт-Петербург,
7361830@mail.ru
Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква Ч в старшей группе“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа;
- учить образовывать уменьшительную форму существительных
- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематические процессы;
3. Воспитательные:
-воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.
Оборудование:
письмо в конверте, индивидуальные зеркала, пособие для дых. упражнений «Свечи», флажки, игрушка и рисунок Дюймовочки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, предметные картинки со звуком Ч, буква Ч для штриховки.
Ход занятия : 1.
Организационный момент.
Сегодня мышка принесла от кого-то письмо: «Сро…но нужно помо…. Дюймово…ка»
От кого же это письмо? Какой звук пропущен в словах? Правильно —звук [Ч].
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем проходить звук и букву «Ч
3. Артикуляция и характернстика звука Ч.»
Чтобы помочь Дюймовочке, нам нужно все знать про звук [Ч].
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
-зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
-поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук «Ч». Горлышко звенит или нет? (нет, звук «Ч» глухой)
- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?
- Звук «Ч» звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук «Ч» всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца) …
Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч.
4. Развитие фонематических процессов.
Игра «Поймай звук» (Дети хлопают ладоши)
Ч, Л, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, 3
Игра «Зеленый кружок»
- Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч –
поднимите зеленый кружок.
5. Упражнение на дыхание
Игра «Сдуй свечку».
-Возьмем с собой в дорогу свечку: вдруг станет темно, понадобится осветить путь. Вы умеете сдувать свечи? (медленный вдох через нос с чередованием плавного и прерывистого).
6. Артикуляционная гимнастика.
Язычок собрался в гости (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу,
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу,
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно,
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз, Наверх залез (потянуть язык к носу,
Чашку взял («чашечка»)
И в ротике исчез (закрыть рот!
-Мы подготовили свой язычок ко встрече со звуком «Ч».
7. Произношение звука «Ч» (изолированно, слогах, словах и стихотворении).
Игра «Паровоз»
Нас ждет Дюймовочка. Садимся на паровозик. Поехали!
Я мчусь, я скорый поезд,
Пыхчу я чух-чух-чух,
От скорости,
от скорости
захватывает дух.
Пыхчу я чух-чух-чух,
От скорости,
от скорости
захватывает дух.
«Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч
Ач-ач, уч-уч, ыч-ыч, эч-эч, ча-ча, чу-чу-чу я детей прокачу».
- Вот мы и приехали. Посмотрите, кто там плачет? (Дюймовочка)
8. Образование уменьшительной формы существительных.
Спасибо, что приехали. Мне нужно убежать от жабы, но она все мои вещи превратила в огромные, и мне их не положить в маленькую сумочку. Поможем Дюймовочке, превратим её большие вещи в маленькие:
Кофта - ; юбка - ; носки - ; чашка - ; книга - ; тапки - ; лампа - ; и т. д.
9. Знакомство с буквой Ч.
Игра «Собери букву»
-Жаба букву Ч украла из письма и порвала, давайте соберем ее, чтобы вставить обратно.
10. Пальчиковая гимнастика.
-У Дюймовочки есть любимый стульчик. На какую букву он похож? (на букву Ч). Давайте спрячем от жабы букву Ч, заштрихуем ее, чтобы она ее не нашла.
11. Физминутка
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право
Не начать ли все сначала?
12. Звуко-буквенный анализ.
Вы помогли Дюймовочке, и она хочет с вами поиграть.
Она вам будет называть слоги, а вы будете ей рассказывать о звуках в слоге. - «ЧА». Какой в этом слоге первый звук? (звук Ч). Какой это звук — гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук [Ч]? Он всегда какой? (всегда мягкий). Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук—гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть). Аналогично со слогом «ОЧ».
12. Составление предложений.
Дюймовочка предлагает поиграть в свою любимую игру.
Сейчас она раздаст вам картинки. Вам нужно со своей картинкой составить предложение.
Картинки: часы чашка, чай
12. Итог
Дюймовочка благодарит вас за помощь. Расскажите, какой звук и букву украла жаба.