Елена Митина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове; звуковой анализ и чтение прямых слогов. Знакомство с буквой М.
2. Учить согласовывать существительные с глаголом в числе.
3. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.
Развивать зрительное восприятие, фиксацию взора; мелкую моторику пальцев рук.
4. Воспитывать чувство уважения и взаимопомощи, умение работать сообща.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения „Звук [М] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Материал: Демонстрационный: сюжетная картинка «медвежата»; мягкие игрушки медведи; изображение буквы М, на что похожа буква; мяч; силуэтные изображения: морковь, малина, бочка с медом.
Раздаточный: предметные картинки на звук «М»; индивидуальные коробки с фишками; буква каждому ребенку; цветные ниточки.
Ход занятия. 1. Орг. момент.
Сегодня мы продолжим путешествие в волшебную страну «Звуков». В нее попадет тот, кто догадается, какой звук я беззвучно назову, и придумает с ним слово (звуки «У, А, И»).
2. Логоритмика. Мы попали в волшебную страну звуков.
- Над полянкой поднимается солнышко, распуская свои лучики («Солнышко»).
- Все жители волшебной страны здороваются друг с другом («Пальчики здороваются»).
- «Пальчик-мальчик».
3. Сообщение темы. Характеристика звука «М»,
На полянке нас встречают два веселых медвежонка. Послушайте про них маленькое стихотворение. Медвежата шалунишки провели упорный матч.
Один штопает штанишки, другой мылом моет мяч.
Кто догадался, какой новый звук принесли с собой медвежата? (Зв. «М»)
- Когда мы произносим звук М, губы сначала смыкаются и напряжены, потом размыкаются воздухом. Давайте вместе произнесем звук М (хором и по одному).
При произнесении звука М, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуя преграду. Запомните, пожалуйста: если мы произносим звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху выходить изо рта, то этот звук – согласный. Значит звук М – согласный звук. Согласные звуки мы будем обозначать синей фишечкой. Положите ладошку на горлышко, давайте еще раз произнесем звук «М». Почувствовали, как дрожит горлышко? Это наш головок работает, помогая нам произнести этот звук. Горлышко дрожит, как будто в нем звонко звенит колокольчик. Значит звук «М» - звонкий звук и на фишечке будет изображен колокольчик.
Откройте свои коробочки и найдите в них фишку синего цвета с колокольчиком. Она обозначает согласный звонкий звук «М».
4. Игра «Поймай звук». Выделение звука «М» на фоне других звуков, слогов, слов.
5. Звуковой анализ слогов, развитие слухового внимания, памяти.
Медвежата маленькие, и они еще плохо говорят. - Когда они зовут маму, говорят: «МА». Сколько звуков они сказали? Какой первый звук? Какой это звук? («М» - согласный, звонкий). Какой фишкой обозначим этот звук? Положите фишку перед собой. Какой второй звук сказали мишки? Какой это звук? («А» - гласный). Какой фишкой обозначим? Какая схема получилась у этого маленького слова?
- Когда мишки видят корову – говорят: «МУ» (аналогичная работа).
6. Подбор слов со звуком «М». Давайте придумаем нашим медвежатам имена, только в имени должен быть звук «М» (Максим, Марк, Матвей, Дима).
7. Игра «Доскажи словечко».
А сейчас медвежата загадают вам загадки (с опорой на картинки).
В подполье, в коморке живет она в норке,
Серая малышка. Кто же это?. (мышка).
Какой первый звук в слове мышка? (М) Какой это звук гласный или согласный? (согласный звонкий) Почему? (есть преграда, голосок работает).
Руки мыть, пошла Людмила, ей понадобилось… (мыло).
Жить не может без бензина быстроходная… (машина).
Из земли тащу я ловко очень сладкую… (морковку).
8. Физ. минутка «В кругу с мячом».
Медвежата хотят поиграть с нами в мяч. Я вам кидаю мяч и говорю, что делает один медвежонок, а вы, возвращая мяч, говорите, что делают медвежата. Медвежонок прыгает – медвежата прыгают (идет - идут, спит - спят, ест - едят, пьет - пьют, стоит - стоят, лежит - лежат, играет - играют).
9. Гимнастика для глаз.
Медвежата проголодались. Найдите глазками на оконном стекле угощение для них. Посмотрите вдаль, найдите морковку… ( силуэты: морковь, малина, бочка с медом).
10. Игра «Звук потерялся».
Так как мишки плохо говорят, они часто пропускают звуки в словах. Попробуйте догадаться, какие слова они сказали, какой звук пропустили, какие картинки принесли с собой (. атрешка,. ашина,. олоток,. аски,. орковь,. уравей). Предметные картинки выставляются после того, как дети правильно назовут слово и пропущенный звук.
11. Знакомство с буквой М.
Ребята, вспомните, что подарил добрый волшебник каждому звуку, чтобы мы могли их увидеть (волшебные платья).
Да, надевая свои волшебные платья, звуки из невидимок превращаются в видимые буквы. Давайте посмотрим, какое же платье подарил волшебник звуку «М», какая получилась буква.
- На что похожа буква М?
Мед в лесу медведь нашел – Мама, глянь-ка! Две горы
Мало меду, много пчел. Словно две родных сестры!
(на бегущего медведя) (на горы)
- Из каких элементов состоит буква М? Возьмите буквы в коробках (из двух длинных вертикальных и дух коротких палочек).
Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
- Сейчас мы с вами превратимся в буквы М.
Взялись за руки друзья. (дети попарно берутся
И сказали: «Ты да я – это мы! за руки, изображая букву)
А между тем получилась буква М.
- Выкладывание буквы М из цветных ниточек.
«П» куда-то торопилась. «П» не «П» теперь совсем:
В серединке провалилась. Она стала буквой М.
12. Итог. Заканчивается наше путешествие. Нам пора в свой детский сад, а медвежатам в лес. Обратно в садик попадет тот, кто придумает слово с любым звуком, которым мы уже познакомились (звуки «У, А, И, М»).