Екатерина Михайлова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Цель:
-Уточнить артикуляцию звука Ц.
-Познакомить с буквой Ц;
-Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.
Оборудование:
-индивидуальные зеркала, картинки цветов, дорожка для чтения.
Ход занятия.
1. Разминка для ума.
Педагог на доске пишет цепочку букв : А,Б,С,О,М,Н,С,К,С,У,Д,Э,С,Х,П,Я,С и предлагает детям найти букву «С» в цепочке.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Продолжай- не зевай». Дети по порядку называют звуки, которые написаны на доске соответствующими звуками.
2. Повторение.
Чтение дорожек.
Артикуляционная гимнастика. (Дети под счёт воспитателя выполняют упражнения) :
«Улыбочка» - раз,
«Лопаточка» - два,
«Сердитая кошечка» - три,
«Желобок» - четыре,
«Прятки»- пять и опять раз….(выполняется три раза).
3. Изучение нового материала.
Педагог читает чистоговорку:
ЦА-ЦА-ЦА – белая овца,
ЦО-ЦО- ЦО – съели мы яйцо
ЦУ-ЦУ-ЦУ – мы видели овцу,
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – ели огурцы,
ЦЕ-ЦЕ- ЦЕ – румянец на лице.
Ец-ец-ец – наш Серёжа - молодец.
Дети определяют с каким звуком будем сегодня знакомиться, это звук Ц.
Звук «Ц» во всех словах слышится твёрдо и уверенно, у него нет мягкого братца.
Артикуляция звука «Ц»(дети разбирают артикуляционный уклад звука, глядя в зеркало:
-Губы в улыбке,
-Зубы сближены,
-Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.
Сказка
Царя Цветов звали Нарцисс. Позвал он своих подданных и объявил, что их главная задача сделать мир красочным. И кто бы не встретился у них на пути, окрасить любого не жалея своих лепестков (воспитатель выставляет картинки по одной….).
Первую цветы встретили лисицу, она была невзрачная, и они выкрасили её в оранжевый цвет. Затем им встретилась медведица с медвежонком, цветам показалась, что ей подойдёт коричневая шубка. Вдруг из-за куста выскочил заяц, его цветы покрасили в серый цвет, чтобы он был неприметным для хищников. Дальше они повстречали курицу с цыплятами. Цветы над ними потрудились: курицу сделали рябую, а цыплят покрасили в жёлтый цвет, чтобы мама их видела издалека. Вскоре цветы попали в лес, а там летали и пели разные птицы. Всем хватило работы: ворону выкрасили в чёрный цвет, сороку в бело-чёрный, снегиря в серо-красный, а синицу в жёлто-серый цвет.
Устали цветы и решили отдохнуть, видят озерцо - выкрасили его в голубой цвет. Попили цветы водицы и дальше засобирались и вдруг навстречу им идет сестрица Алёнушка и братец Иванушка и давай цветы их наряды раскрашивать. Рассказали братец с сестрицей что в лесу заблудились и припозднились, скоро ночь-темно и страшно и тогда решили цветы,что месяц и звёзды нужно покрасить в жёлтый цвет.
Пора цветам возвращаться домой к царю Нарциссу ( воспитатель выставляет картинки цветов: бело-жёлтую ромашку, оранжевый гладиолус, синий василёк, чёрный тюльпан, красную розу, фиолетовый ирис).
Царь Нарцисс обращается к своим подданными спрашивал их: «Ромашка с кем ты поделилась своим цветом? Ромашка отвечает: «Я поделилась жёлтым цветом с синицей и цыплятами»(Затем дети обращаются к цветам от имени царя и наоборот).Особое внимание обращаем на интонацию обращения.
Анализ простого предложения.
Каждое предложение состоит из слов: «Заяц стал серый». Сколько слов в этом предложении? (Дети называют первое, второе, третье слово).Слова выкладываем с помощью счетных палочек.
Знакомство с буквой Ц. Педагог показывает детям букву. Звуку «ц» соответствует буква Ц.
«Вот какая буква Ц : с коготочком на конце
Коготок-царапка, как кошачья лапка».
Букву заселяем в домик, где живут согласные буквы (синий).
Определяем место звука Ц в словах
Чтение слогов и слов:
ЦА ЦО ЦЫ ЦУ ЦЭ
СА-ЦА, СЫ-ЦЫ, СО-ЦО, СЭ-ЦЭ, СУ-ЦУ.
БОЙ-ЦЫ, ПЕВ-ЦЫ, ЗА-ЯЦ, ОВ-ЦА.
Печатаем букву в тетради.