Алина Александровна
Конспект развивающего занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем и растём»
Цель: стимулирование когнитивного развития детей посредством создания благоприятной среды для их естественного психологического роста.
Задачи:
Образовательные:
Активизация познавательных процессов: зрительной и слуховой памяти, восприятия, внимания, креативности, мышления;
Формирование знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту;
Расширение словарного запаса, совершенствование грамматики и связной речи.
Развивающие:
Развитие мыслительных операций (классификация, обобщение);
Развитие познавательных процессов (логика, память, внимание, речь);
Развитие зрительно-моторной координации;
Развитие ориентации в пространстве;
Развитие навыков самооценки;
Развитие воображения.
Воспитательные:
Формирование позитивного отношения к себе, эмпатии, доброжелательности;
Воспитание самостоятельности, умения работать в команде, договариваться.
Повышение интереса к развитию познавательных процессов через игры.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, ТРИЗ.
Методы: наглядные, словесные, стимулирующие, контроля.
Оборудование: игрушка, мольберт, карточки, краски, кисти, бумага, губки, соломинки, шнурки.
Предварительная работа: игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, чтение, просмотр мультфильма.

1. «Приветствие»
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Психолог: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю необычным способом поздороваться друг с другом и гостями. Дети, давайте подарим друг другу и гостям свои улыбки
Дети под музыку из мультфильма «Крошка Енот» передают друг другу улыбку на палочке, примеряя ее к себе, улыбаясь поворачиваются лицом к соседу.
2. Диагностика настроения
Психолог: Дети, давайте мы сейчас узнаем с каким настроением вы пришли на занятие?
С вами еще хотят поздороваться «эмоции». Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
Дети: находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой. (По очереди встают со своего места и подходят к значкам) Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.
3. Элементы сказка- терапии
Психолог: Дети, посмотрите кто к нам пришел! Это Крошка Енот. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Крошка Енот!
Психолог: Он, кажется, испуган. Давайте спросим, что у него случилось.
Дети: Что с тобой, Крошка Енот?
Психолог: Все дело в том, что у Крошки Енота сегодня День Рождения и мама попросила его нарвать к обеду сладкой осоки возле пруда. А он испугался того, кто живет в пруду и убежал. Заблудился, потерял корзину и совсем ничего не собрал.
- Вы хотите помочь Крошке Еноту справиться с заданием, которое ему дала мама? (Да)
- Вы хотите, чтоб он перестал плакать? (Да)
- Хотите, чтоб он нашел корзинку, нарвал осоки и вернулся к маме? (Да)
Крошка Енот говорит, что вы ему сможете помочь, если выполните задания того, кто живет в пруду.
Посмотрите, что это? (Психолог показывает письмо) Давайте прочитаем письмо, которое мы нашли. Тут написано: «Если вы выполните мое первое задание, Крошка Енот найдет дорогу к пруду». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть
Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.
Игровые упражнения.
1.«Запомни узор»
Цель: развивать зрительную память.
Материал: листы белой бумаги, карандаши.
Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка:
1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания
2. Взаимопроверка
3. Психолог показывает: «Ребята, у всех получились такие узоры?»
4. «Из каких фигур состоит наш узор? Кто скажет! Сколько у нас получилось узоров?»
Крошка Енот вспомнил, что его дорога похожа на третий узор!
Психолог: Ребята, какой узор мы рисовали третьим? Кто подскажет?
(Дети показывают и отвечают)
Психолог: (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, Крошка Енот вспомнит где он оставил свою корзинку
2.«Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Эй! Не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не миска (киска!
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас –
Виноград созрел у нас.
Психолог: Крошка Енот вспомнил что он оставил свою корзинку справа у пруда. Ребята. Подскажите где правая рука? А левая? Спасибо, теперь Крошка Енот точно не заблудиться.
Давайте встанем со стульчиков и сделаем разминку:
Двигательно-речевая разминка (музыкальное сопровождение)
Вариант 1 «Раз, два - хлопай, хлопай».
Раз, два - хлопай, хлопай.
Три, четыре - топай, топай.
Раз, два - улыбнись)
Три, четыре - подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали,
Крикнули привет друг другу!
Повернулись все по кругу.
Вправо, влево наклонились.
И друг другу поклонились
А теперь коленки вместе
Начинаем бег на месте,
Быстро, быстро побежали
Всё закончили. Устали.
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть. (дети садятся).
Вариант 2 «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова (вращение головой в стороны).
Раз – два –три – четыре - пять,
Ноги нам пора размять (приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда, ходьба на месте (ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть. (дети садятся).
(Когда дети делали разминку на столы поставили краску, кисти, воду, листы белой бумаги, салфетки, поролоновые губки).
Психолог: (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, Крошка Енот перестанет плакать».

3. «Радуга»
Цель: развивать воображение, творческий потенциал.
Материал: листы белой бумаги, кисточки, поролоновые губки, краски.
Психолог: Ребята, возьмите на кисть немного краски красного цвета и сделайте верху губки горизонтальную полосу, затем возьмите краску оранжевого цвета и чуть ниже сделайте оранжевую полосу. С краской желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета проделайте тоже самое.
Дети, переверните свои губки вниз и в виде дуги проведите губкой по листу. Сейчас я вам покажу как это правильно сделать. Ребята, посмотрите на что это похоже?
Дети: Ответ детей - Радуга.
Психолог: Крошка енот говорит, что, когда он увидел ваши замечательные работы, сразу перестал грустить и у него поднялось настроение.
Психолог: (читает письмо дальше). «Вы поможете Крошке Еноту собрать сладкой осоки, если справитесь со следующим заданием. Для этого нам нужно выполнить следующее задание.
4. Упражнение «Объедини в пару»
Дети сидят парами за столами.
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.
Материал: Длинная карточка с изображениями: бабочка, молоток, заяц, замок, рюкзак, краски, катушка ниток, сапоги. Отдельные карточки с изображениями: сачок, гвозди, морковка, ключ, книжка, карандаши, иголка с ниткой, щетка.
Психолог: Дети, перед вами лежат конверты. Откройте, достаньте содержимое и положите на стол. Посмотрите, на длинной карточке изображены картинки. На отдельных карточках тоже изображены картинки, каждая из которых связана (по функциональному признаку) с изображением на полосе. Вам нужно объединить изображения в пары по общему признаку и объяснить свои действия.
После того, как дети выполнят задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание.
5. Упражнение «Назови одним словом»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.
Материал: Длинная карточка с изображениями: штаны, стол, кот, яблоко, сапоги, ель, трамвай, редис. Отдельные карточки с изображениями: рубашка, шкаф, собака, груша, ботинки, дуб, автобус, огурец.
Дети, перед вами лежат конверты. Откройте, достаньте содержимое и положите на стол. Посмотрите, на длинной карточке изображены картинки. На отдельных карточках тоже изображены картинки, каждая из которых связана с изображением на полосе. Вам нужно объединить изображения в пары так, чтобы их можно было назвать, одним словом. (овощи, фрукты, транспорт, одежда, обувь)

Психолог – Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием. Давайте встанем со своих мест и пройдем на ковер.
Физкультминутка «Разноцветные ладошки»
(упражнение выполняется на ковре под музыкальное сопровождение)
Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции.
Психолог: Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам
красную ладошку- хлопаем в ладоши, зеленую-топаем ногами, желтую - поворачиваемся вокруг себя.
Психолог: Молодцы ребята, вы все отлично справились с заданиями. Крошка Енот очень вам благодарен. А мы не забыли, что у него сегодня день рождения? (Нет)
Давайте с вами сделаем красивое украшение для праздника и подарим его Крошке Еноту. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы»
Цель: развивать мелкую моторику рук
Материал: ножницы, разноцветные соломинки для коктейля, шнурки.
Психолог: Ребята, перед вами лежат красивые разноцветные соломинки. Возьмите несколько соломинок такого цвета, который вам понравился. Давайте возьмем ножницы и разрежем соломинки на вот такие части (психолог показывает, что нужно делать. По ходу у ребенка можно спросить сколько получилось частей- знание счета). Теперь возьмите шнурок и наденьте на него ваши разноцветные «бусинки». У вас получиться прекрасный подарок для Крошки Енота (Дети вместе с психологом собирают бусы).
Психолог: Ребята, давайте подарим эти необычные «бусы» Крошке Еноту и каждый из вас по очереди пожелает ему что-то хорошее. Например, «Крошка Енот, я хочу подарить тебе эти бусы, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях» …
Дети: нанизывают разрезанные соломинки на шнурок. Готовые бусы по очереди кладут в подарочную шкатулку и произносят пожелания.
Психолог: Крошка Енот говорит вам большое спасибо за помощь и за подарки! Он всегда будет вас помнить и ждать всех в гости. А сейчас ему пора домой к маме.
До новых встреч.
Заключительная часть
Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как им удалось ему помочь.
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Психолог: Ребята, давайте представим, что мы превратились в теплые солнечные лучики, встанем в круг протянем свои ручки-лучики вперед и соединим их в центре. Улыбнемся и подарим всем свое тепло и улыбки.
Дети: встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком. (музыкальное сопровождение)
Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
Развивающие:
- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;
- развивать речь и фонематический слух;
Воспитательные:
-воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.
Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление героя Крошки Енота.
Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.
Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Разноцветные ладошки» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.
Упражнение «Радуга» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.
Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнениях «Объедини в пару» и «Назови одним словом» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Крошке Еноту подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.
В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.