Инна Сурина
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР
«Дифференциация гласных звуков А и У.»
Разработала учитель – логопед Сурина И. Г.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закрепление знаний о домашних птицах, дифференциация гласных звуков А и У по акустическим и графическим признакам, обучение навыку чтения и составлению предложения.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР „Дифференциация гласных звуков [а]-[у]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Коррекционно – развивающие: развитие просодических компонентов речи; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие фонематического восприятия, звукового анализа; развитие зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно – воспитательные: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельности.
Предварительная работа: беседа о домашних птицах; разучивание пальчиковой гимнастики «Вышла курочка гулять», знакомство со звуками и буквами А, У.
Оборудование: волшебный мешочек, игрушки: петух, утка, индивидуальные зеркала, контейнеры, карточка со схемой пропевания звуковых цепочек, картинки с изображением петуха и утки со схемами слов, кукольный Айболит, картинки с изображением фруктов, схемы предложений, СD, аудио кассета, сюжетная картинка, картинки с буквами А, У, картинки с элементами букв А, У, красные и простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят паровозиком.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей пришло к нам. Им очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте улыбнёмся и поздороваемся с гостями. Дети здороваются.
- Давайте с гостями поиграем. Гости подставят вам ладошки, а вы каждый по очереди прохлопаете по слогам ваши имена. Дети называют свои имена по слогам (Да-нил, Мак-сим, Ан-ге-ли-на, Ар-се-ний)
- Молодцы! Теперь гости знают, как вас зовут. Подойдите ко мне и встаньте в линеечку.
- Давайте вспомним наше правило:
«Слушаем внимательно, говорим старательно».
Дети с логопедом произносят слова.
2. Дыхательная гимнастика
- Для того, чтобы нам хорошо старательно говорить, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
Через носик делай вдох, надувай животик.
А на выдохе считай, и животик свой сдувай.
Дети выполняют упражнение 3 раза.
3. Сообщение темы занятия
-Сегодня к нам пришли гости. А кто они, мы сейчас узнаем.
Логопед достаёт волшебный мешочек, в котором находится петух.
- Линочка, посмотри, кто спрятался в волшебном мешочке. Опиши его так, чтобы ребята догадались, кот это.
(Это домашняя птица. У него есть клюв, гребешок, бородка, большой, яркий хвост, крылья. Утром он всех будит своим пением.) (Петух)
- Правильно. Линочка – молодец! Очень хорошо описала петушка.
- А Петух пришёл не один, а с подругой. Слушайте внимательно. Звучит фонограмма голоса утки. (Утка)
- Правильно. Молодцы! Логопед достаёт утку и ставит её рядом с петухом.
- Как можно назвать Петуха и Утку? (Домашние птицы)
- Где они живут? (Они живут на птичьем дворе)
- Уточка и Петушок принесли с собой много игр, сюрпризов.
- Садитесь на свои места. Проверьте спинки. Ножки как две дорожки.
- Петушок и уточка очень любят зарядку для язычка, а вы любите? (Да)Зачем она нужна? (Чтобы язычок хорошо двигался и мы произносили все звуки.)
4. Артикуляционная гимнастика
- Поставьте зеркала к себе.
- Язычок проснулся (Широко открыть рот, потянулся (Рот широко открыт, языком тянуться к носу и подбородку)
Улыбнулся он себе. («Улыбочка»)
Зубки чистит язычок, («Чистим зубки»)
На трубе играет он. («Трубочка»)
И на горке с ветерком
Покататься любит он. («Горка»)
5. Характеристика гласных звуков
- Давайте вспомним, какие звуки мы уже знаем? (А, У, И)
- Скажите, что мы делаем, когда произносим звук А? (Рот широко открыт. Губы округлые. Язычок отдыхает. Воздушная струя тёплая. Горло дрожит)
- Что мы делаем, когда произносим звук У? (Губы тянем трубочкой, зубы открыты, язычок отдыхает, воздушная струя тёплая, горло дрожит)
- Отгадайте, какой звук я произношу? (А, У)
- Как вы догадались?
- Чем мы обозначаем звук А? (Звук А обозначаем красным большим кружком)
- Чем мы обозначаем звук У? (Звук У обозначаем красным маленьким кружком)
- А почему звуки А, У обозначаются красными кружками? (Звуки А, У – гласные звуки)
- Правильно. Раз, два, три, зеркало на край стола убери.
6. Развитие просодических компонентов речи
- Петух очень любит петь, а Уточка - слушать песенки. Как петух поет?
(Громко, звонко) Давайте споём, как петушок. Кто птенец у петуха? (Цыпленок) Как поет цыплёнок? (Высоко, тоненьким голосом) Давайте споём, как маленькие цыплята.
Логопед достаёт картинку со схемой пения гласных звуков. Дети пропевают гласные звуки. (мотив песенки «В траве сидел кузнечик»)
- Молодцы! Здорово поёте. Скажите, какой один и тот же гласный звук есть в словах УТКА и ПЕТУХ? (Гласный звук У)
- Правильно.
7. «Определи, чей домик?»
- Петух и уточка все время путают свои домики. Давайте им поможем. Логопед раздаёт детям листочки с изображение петуха утки со схемами слов.
- Определите, где находится звук У в слове ПЕТУХ и в слове УТКА.
- Возьмите из контейнеров простые карандаши. Проведите карандашом дорожки от птиц к их домикам.
Дети выполняют задание.
- Арсений, скажи, какого цвета крыша у домика Утки? (Домик Утки с голубой крышей)
- Как ты узнал? (Звук У стоит в начале слова.)
- Максим, скажи, какого цвета крыша у домика Петуха? (Домик Петуха с жёлтой крышей.)
- Как ты узнал? (Звук У стоит в середине слова.)
- Хорошо справились с заданием. Раз, два, три, карандаш убери.
Выходите на ковёр. Чем мы смотрим? (Глазами)
Давайте поиграем с глазками.
7. Зрительная гимнастика
С глазками мы поиграем.
Закрываем, открываем,
Вверх, вниз, поморгаем,
Вправо, влево, закрываем.
Глазки дружно открываем,
Заниматься продолжаем.
- Ребята, Петушок что–то хочет мне сказать на ушко. Логопед подносит петуха к уху.
- Петушок сегодня утром громко пел, кукарекал. Теперь плохо себя чувствует и просит ему помочь.
- Какого сказочного доктора нам нужно позвать? (Айболита)
- Закройте глазки и считайте: «Раз, два, три, Айболит приди».
Логопед достаёт кукольного Айболита.
- Какой первый звук вы слышите в слове Айболит? (Звук А) Какой это звук? (Гласный)
- Правильно. Айболит – сказочный доктор и лечение у него сказочное.
На столе лежат картинки с изображением фруктов.
8. «Выбери фрукты»
- Перед вами разные фрукты. Каждому нужно выбрать фрукт, название которого начинается с гласного звука А. (Апельсин, ананас, абрикос)
Дети выбирают картинки.
- Лина, какой фрукт ты взяла? (Я взяла апельсин.)
- Почему? (В слове апельсин звук А стоит в начале слова.)
Каждый ребёнок объясняет свой выбор.
- А теперь найдите фрукты, названия которых заканчивается гласным
звуком А. (Груша, слива)
- Петушок поправился. Айболиту нужно спешить к другим пациентам.
Попрощайтесь с ним. Закройте глазки и скажите: «До свидания, Айболит».
Логопед убирает Айболита.
- Садитесь на места. Дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите внимательно, на этой картинке всё правильно? ( Картинка: петух плавает в пруду.) Нет.
- Кто водоплавающая домашняя птица? (Утка) У утки на птичьем дворе есть небольшой пруд. Она очень любит плавать.
9. Составление схемы предложения
- Придумайте предложение по картинке. (Утка плавает в пруду)
- Достаньте из контейнеров схемы предложений. Составьте схему предложения. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении.
- Какая деталь нам нужна для обозначения первого слова? (Диванчик)
- Какой деталью обозначаем предлог? (Треугольником)
- Что ставим в конце предложения? (Точку)
Дети выкладывают схемы предложений и зачитывают их.
- Уточка скучает по своим утятам.
- Давайте её развеселим. Из весёлых мы ребят превращаемся в утят.
10. Танец «Утята»
- Настоящие утята. Садитесь на места.
- Скажите, чем отличаются звуки от букв?
Звуки произносим, слышим.
Буквы видим мы и пишем.
11. «Найди букву»
- Уточка очень любит рисовать. Она принесла свои картины. Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы спрятались в этих картинах?
Дети рассматривают картинки, в которых спрятались буквы А, У и называют их.
12. «Воздушные буквы»
- Давайте поиграем в игру «Воздушные буквы». Лина нарисует в воздухе букву, а вы её угадайте. (А)
- Ребята, Петушок тоже приготовил задание.
- Но сначала подготовим наши пальчики и вспомним пальчиковую гимнастику «Вышла курочка гулять»
13. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, Соединять большие и указательные пальцы
Свежей травки пощипать. Соединять пальцы щепоточкой
А за ней ребятки – Стучать кулачками по столу
Жёлтые цыплятки. Стучать указательными пальцами по столу
14. «Напиши букву»
- Петушок на листочках раскидал зёрнышки, если вы их правильно соедините линиями, то получатся буквы. Возьмите красные карандаши и приступайте к заданию. Дети выполняют задание.
- Какие буквы получились? (А, У)
- Почему вы написали буквы А и У красными карандашами? (Буквы А, У обозначают гласные звуки)
15. «Прочитай - ка»
- Я нарисованные вами буквы раздам логопедам, и мы с ними поиграем.
- Они будут показывать по две буквы,
а мы их будем читать.
(АУ, УА, АА, УУ)
- Давайте себе похлопаем.
Итог занятия
- Ребята, какие вы молодцы!
- А Петушку и Уточке пора домой возвращаться к своим семьям. Давайте напомним им, чем мы занимались. Какие звуки мы с вами повторили? Почему они называются гласными? Чем отличаются звуки А и У. Какие буквы вспомнили? Какое задание вам понравилось больше всех? Почему? Петушок и Уточка к нам ещё обязательно придут. Закрывайте глазки и скажите: «Раз, два, три, четыре, пять, ждём мы в гости вас опять». Логопед убирает петуха и утку.
- Подойдите к своим кармашкам и достаньте сюрпризы, которые вам оставили Петушок и Уточка. (Буквы из теста)
- Придумайте слова на звуки А и У (Утюг, астра, ухо, аист)
- Я вами горжусь. Попрощайтесь с гостями. Плывите в группу как утята.
Дети уходят в группу.