Приложение МААМ

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»

Инна Сурина
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР

«Дифференциация гласных звуков А и У

Разработала учитель – логопед Сурина И. Г.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: закрепление знаний о домашних птицах, дифференциация гласных звуков А и У по акустическим и графическим признакам, обучение навыку чтения и составлению предложения.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР „Дифференциация гласных звуков [а]-[у]“» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие: развитие просодических компонентов речи; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие фонематического восприятия, звукового анализа; развитие зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно – воспитательные: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельности.

Предварительная работа: беседа о домашних птицах; разучивание пальчиковой гимнастики «Вышла курочка гулять», знакомство со звуками и буквами А, У.

Оборудование: волшебный мешочек, игрушки: петух, утка, индивидуальные зеркала, контейнеры, карточка со схемой пропевания звуковых цепочек, картинки с изображением петуха и утки со схемами слов, кукольный Айболит, картинки с изображением фруктов, схемы предложений, СD, аудио кассета, сюжетная картинка, картинки с буквами А, У, картинки с элементами букв А, У, красные и простые карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети заходят паровозиком.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей пришло к нам. Им очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь. Давайте улыбнёмся и поздороваемся с гостями. Дети здороваются.

- Давайте с гостями поиграем. Гости подставят вам ладошки, а вы каждый по очереди прохлопаете по слогам ваши имена. Дети называют свои имена по слогам (Да-нил, Мак-сим, Ан-ге-ли-на, Ар-се-ний)

- Молодцы! Теперь гости знают, как вас зовут. Подойдите ко мне и встаньте в линеечку.

- Давайте вспомним наше правило:

«Слушаем внимательно, говорим старательно».

Дети с логопедом произносят слова.

2. Дыхательная гимнастика

- Для того, чтобы нам хорошо старательно говорить, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Через носик делай вдох, надувай животик.

А на выдохе считай, и животик свой сдувай.

Дети выполняют упражнение 3 раза.

3. Сообщение темы занятия

-Сегодня к нам пришли гости. А кто они, мы сейчас узнаем.

Логопед достаёт волшебный мешочек, в котором находится петух.

- Линочка, посмотри, кто спрятался в волшебном мешочке. Опиши его так, чтобы ребята догадались, кот это.

(Это домашняя птица. У него есть клюв, гребешок, бородка, большой, яркий хвост, крылья. Утром он всех будит своим пением.) (Петух)

- Правильно. Линочка – молодец! Очень хорошо описала петушка.

- А Петух пришёл не один, а с подругой. Слушайте внимательно. Звучит фонограмма голоса утки. (Утка)

- Правильно. Молодцы! Логопед достаёт утку и ставит её рядом с петухом.

- Как можно назвать Петуха и Утку? (Домашние птицы)

- Где они живут? (Они живут на птичьем дворе)

- Уточка и Петушок принесли с собой много игр, сюрпризов.

- Садитесь на свои места. Проверьте спинки. Ножки как две дорожки.

- Петушок и уточка очень любят зарядку для язычка, а вы любите? (Да)Зачем она нужна? (Чтобы язычок хорошо двигался и мы произносили все звуки.)

4. Артикуляционная гимнастика

- Поставьте зеркала к себе.

- Язычок проснулся (Широко открыть рот, потянулся (Рот широко открыт, языком тянуться к носу и подбородку)

Улыбнулся он себе. («Улыбочка»)

Зубки чистит язычок, («Чистим зубки»)

На трубе играет он. («Трубочка»)

И на горке с ветерком

Покататься любит он. («Горка»)

5. Характеристика гласных звуков

- Давайте вспомним, какие звуки мы уже знаем? (А, У, И)

- Скажите, что мы делаем, когда произносим звук А? (Рот широко открыт. Губы округлые. Язычок отдыхает. Воздушная струя тёплая. Горло дрожит)

- Что мы делаем, когда произносим звук У? (Губы тянем трубочкой, зубы открыты, язычок отдыхает, воздушная струя тёплая, горло дрожит)

- Отгадайте, какой звук я произношу? (А, У)

- Как вы догадались?

- Чем мы обозначаем звук А? (Звук А обозначаем красным большим кружком)

- Чем мы обозначаем звук У? (Звук У обозначаем красным маленьким кружком)

- А почему звуки А, У обозначаются красными кружками? (Звуки А, У – гласные звуки)

- Правильно. Раз, два, три, зеркало на край стола убери.

6. Развитие просодических компонентов речи

- Петух очень любит петь, а Уточка - слушать песенки. Как петух поет?

(Громко, звонко) Давайте споём, как петушок. Кто птенец у петуха? (Цыпленок) Как поет цыплёнок? (Высоко, тоненьким голосом) Давайте споём, как маленькие цыплята.

Логопед достаёт картинку со схемой пения гласных звуков. Дети пропевают гласные звуки. (мотив песенки «В траве сидел кузнечик»)

- Молодцы! Здорово поёте. Скажите, какой один и тот же гласный звук есть в словах УТКА и ПЕТУХ? (Гласный звук У)

- Правильно.

7. «Определи, чей домик?»

- Петух и уточка все время путают свои домики. Давайте им поможем. Логопед раздаёт детям листочки с изображение петуха утки со схемами слов.

- Определите, где находится звук У в слове ПЕТУХ и в слове УТКА.

- Возьмите из контейнеров простые карандаши. Проведите карандашом дорожки от птиц к их домикам.

Дети выполняют задание.

- Арсений, скажи, какого цвета крыша у домика Утки? (Домик Утки с голубой крышей)

- Как ты узнал? (Звук У стоит в начале слова.)

- Максим, скажи, какого цвета крыша у домика Петуха? (Домик Петуха с жёлтой крышей.)

- Как ты узнал? (Звук У стоит в середине слова.)

- Хорошо справились с заданием. Раз, два, три, карандаш убери.

Выходите на ковёр. Чем мы смотрим? (Глазами)

Давайте поиграем с глазками.

7. Зрительная гимнастика

С глазками мы поиграем.

Закрываем, открываем,

Вверх, вниз, поморгаем,

Вправо, влево, закрываем.

Глазки дружно открываем,

Заниматься продолжаем.

- Ребята, Петушок что–то хочет мне сказать на ушко. Логопед подносит петуха к уху.

- Петушок сегодня утром громко пел, кукарекал. Теперь плохо себя чувствует и просит ему помочь.

- Какого сказочного доктора нам нужно позвать? (Айболита)

- Закройте глазки и считайте: «Раз, два, три, Айболит приди».

Логопед достаёт кукольного Айболита.

- Какой первый звук вы слышите в слове Айболит? (Звук А) Какой это звук? (Гласный)

- Правильно. Айболит – сказочный доктор и лечение у него сказочное.

На столе лежат картинки с изображением фруктов.

8. «Выбери фрукты»

- Перед вами разные фрукты. Каждому нужно выбрать фрукт, название которого начинается с гласного звука А. (Апельсин, ананас, абрикос)

Дети выбирают картинки.

- Лина, какой фрукт ты взяла? (Я взяла апельсин.)

- Почему? (В слове апельсин звук А стоит в начале слова.)

Каждый ребёнок объясняет свой выбор.

- А теперь найдите фрукты, названия которых заканчивается гласным

звуком А. (Груша, слива)

- Петушок поправился. Айболиту нужно спешить к другим пациентам.

Попрощайтесь с ним. Закройте глазки и скажите: «До свидания, Айболит».

Логопед убирает Айболита.

- Садитесь на места. Дети садятся за столы.

- Ребята, посмотрите внимательно, на этой картинке всё правильно? ( Картинка: петух плавает в пруду.) Нет.

- Кто водоплавающая домашняя птица? (Утка) У утки на птичьем дворе есть небольшой пруд. Она очень любит плавать.

9. Составление схемы предложения

- Придумайте предложение по картинке. (Утка плавает в пруду)

- Достаньте из контейнеров схемы предложений. Составьте схему предложения. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении.

- Какая деталь нам нужна для обозначения первого слова? (Диванчик)

- Какой деталью обозначаем предлог? (Треугольником)

- Что ставим в конце предложения? (Точку)

Дети выкладывают схемы предложений и зачитывают их.

- Уточка скучает по своим утятам.

- Давайте её развеселим. Из весёлых мы ребят превращаемся в утят.

10. Танец «Утята»

- Настоящие утята. Садитесь на места.

- Скажите, чем отличаются звуки от букв?

Звуки произносим, слышим.

Буквы видим мы и пишем.

11. «Найди букву»

- Уточка очень любит рисовать. Она принесла свои картины. Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы спрятались в этих картинах?

Дети рассматривают картинки, в которых спрятались буквы А, У и называют их.

12. «Воздушные буквы»

- Давайте поиграем в игру «Воздушные буквы». Лина нарисует в воздухе букву, а вы её угадайте. (А)

- Ребята, Петушок тоже приготовил задание.

- Но сначала подготовим наши пальчики и вспомним пальчиковую гимнастику «Вышла курочка гулять»

13. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, Соединять большие и указательные пальцы

Свежей травки пощипать. Соединять пальцы щепоточкой

А за ней ребятки – Стучать кулачками по столу

Жёлтые цыплятки. Стучать указательными пальцами по столу

14. «Напиши букву»

- Петушок на листочках раскидал зёрнышки, если вы их правильно соедините линиями, то получатся буквы. Возьмите красные карандаши и приступайте к заданию. Дети выполняют задание.

- Какие буквы получились? (А, У)

- Почему вы написали буквы А и У красными карандашами? (Буквы А, У обозначают гласные звуки)

15. «Прочитай - ка»

- Я нарисованные вами буквы раздам логопедам, и мы с ними поиграем.

- Они будут показывать по две буквы,

а мы их будем читать.

(АУ, УА, АА, УУ)

- Давайте себе похлопаем.

Итог занятия

- Ребята, какие вы молодцы!

- А Петушку и Уточке пора домой возвращаться к своим семьям. Давайте напомним им, чем мы занимались. Какие звуки мы с вами повторили? Почему они называются гласными? Чем отличаются звуки А и У. Какие буквы вспомнили? Какое задание вам понравилось больше всех? Почему? Петушок и Уточка к нам ещё обязательно придут. Закрывайте глазки и скажите: «Раз, два, три, четыре, пять, ждём мы в гости вас опять». Логопед убирает петуха и утку.

- Подойдите к своим кармашкам и достаньте сюрпризы, которые вам оставили Петушок и Уточка. (Буквы из теста)

- Придумайте слова на звуки А и У (Утюг, астра, ухо, аист)

- Я вами горжусь. Попрощайтесь с гостями. Плывите в группу как утята.

Дети уходят в группу.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Приключение муравьишки» Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Приключение муравьишки» Цель: учить понимать учебную задачу.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с ОНР «Звуки [т], [т’]» Тема: звуки [т], [т,] Цель: формировать умение дифференцировать звуки [т], [т’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по обучению грамоте «Помоги другу» Цель: обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: Учить.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [к]-[г]» Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: • Закреплять.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Занятие по обучению грамоте в старшей логогруппе «Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков» Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на материале и речевых звуков». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - формировать.

Обучение грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [С]— [Ш]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные - развивать фонематическое восприятие. Корекционно-развивающие: - развивать слуховое восприятие,.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в город Звуков» "Путешествие в город звуков"Цель: Развивать фонетический слух и восприятие. Упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»
Опубликовано: 29 марта 2018 в 12:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация гласных звуков [а]-[у]»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Сурина (УИ 62403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД