Анна Багинская
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г.
Конспект логопедического занятия
по формированию фонетической стороны речи
в старшей группе для детей с ОНР
на тему «Дифференциация звуков К – Т»
Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки К – Т.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему „Дифференциация звуков [К] — [Т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
уточнить знания детей о согласных звуках;
расширять словарный запас детей;
закреплять навык словообразования (уменьшительно-ласкательная форма существительных, приставочные глаголы);
совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам, употребление в речи предлогов с, для, к, от).
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематический слух:
- различение звуков К – Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;
- определение позиции звука в слове (начало, конец);
- анализ обратного слога типа АТ;
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать речевой слух, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.
Оборудование:
мешочек с маленькими игрушками, 2 куклы, символы гласных и согласных звуков, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, слайд-шоу.
Ход занятия:
1. Оргмомент
психогимнастика
2. Введение
в тему (загадки)
Сообщение темы
Сравнительная
характеристика
звуков
3. Игра «Эхо»
4. Игра «Поймай
звук!»
5. Д/игра
«Подарки»
6. Составление
рассказа
(совместная дея-
тельность лого-
педа и детей)
7. Динамическая
пауза
8. Работа
со звуковыми
сигналами
(анализ и выкла-
дывание слогов)
9. Д/и «Гномик»
10. Выделение
звуков К-Т
в словах
11. Д/и «Наоборот»
12. Игра «Кто
быстрее?»
13. Итог
Сюрпризный
момент
Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда :
- изобразите ласкового котёнка, который просит молочка…
- изобразите сердитого козлика…
- покажите, как важно ходит индюк.
- изобразите походку маленьких утят…
- изобразите маленьких мышат, которые тихо и быстро юркнули в
норки…
А сейчас тихонько садитесь на свои места.
Логопед :
- Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это
за звуки, вы сейчас скажете сами.
- Отгадайте загадки:
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (туча)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш)
- Назовите первый звук в слове «туча»…
в слове «карандаш»…
- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
(К и Т)
- Чем похожи звуки К и Т? (они согласные)
- Почему их называют согласными? (их нельзя петь)
- А чем различаются звуки К и Т? (когда произносим Т, кончик
языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута
горкой)
Повторить за логопедом :
АТ-АТ-АТ – у Толи самокат;
АК-АК-АК – вот какой гамак;
УТ-УТ-УТ – детки побегут;
УК-УК-УК – вот какой индюк;
ТА-ТА-ТА – новая плита;
КА-КА-КА – у Кати мука;
ТЫ-ТЫ-ТЫ – в комнате коты;
КУ-КУ-КУ – я куплю муку.
Логопед :
- Глазки закройте…Хлопните в ладоши тогда, когда услышите
звук К в ряду других звуков (к-к-т-а-к-п-у-к-к-т-т-и-к-т)
- Глазки откройте… Хлопните в ладоши, когда услышите слог со
звуком Т (ип-ит-ик-ак-ут-им-ок-от-ап-ат-ик-ут)
Логопед :
-У нас в гостях куклы Катя и Таня. Сегодня у них день рождения.
И мы сейчас будем дарить куколкам подарки:
Кате – те, в названии которых первый звук К, а Тане – те, в назва-
нии которых первый звук Т. Все подарки вот в этом мешочке.
Каждый из детей берёт из мешочка игрушку, определяет первый
звук в слове, ставит игрушку возле куклы (Кати или Тани) и говорит:
кубик – для Кати
такси – для Тани и т. д.
(в мешочке – карандаш, трещотка, кубик, кошелёк, туфельки, кон-
фета, кастрюлька, такси, колечко, тарелка,)
(На экране слайд 2)
Логопед :
- Дети, посмотрите на экран…Кто это? (девочка)
Эту девочку зовут Тома… Я сейчас вам расскажу одну историю,
а вы мне поможете. Когда я буду показывать картинку
и молчать, вы будете слово говорить за меня.
(все подчёркнутые слова произносят дети)
- Итак, девочка Тома жила в деревне… (На экране слайд 3)
У неё была кошка с…котятами, крольчиха с…крольчатами, коза…
с козлёнком, корова…с телёнком, курица …с цыплятами, утка…
с утятами. Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать,
нырять, а …котята, …крольчата, …козлёнок, …телёнок и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!»
Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и
…крольчата, и …козлёнок, и …телёнок. Побежали они к своим
мамам: котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок –
…к козе, телёнок - …к корове, цыплята - …к курице, утята - …
к утке. Успокоили мамы своих детёнышей. Побежали к воде …
утята, за ними кошкины …котята, крольчихины …крольчата и
все остальные. И вдруг снова «трах-та-та-тах!» Опять побежали
малыши к своим мамам: утята - …к утке, цыплята - …к курице,
котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок - …к козе,
телёнок - …к корове. И все в один голос: «Кто так страшно кри-
чит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама чёрная,
бока белые, хвост длинный – и опять затрещав «трах-та-та-тах», -
скрылась с глаз. Кто же напугал малышей – и …утят, и …цыплят,
и …котят, и …крольчат, и …козлёнка, и …телёнка?.
- Правильно, это сорока. (на экране слайд 4)
Под динамичную музыку дети выполняют движения:
Ток-ток, ток-ток, - так стучит каблучок.
Тук-ток, тук-ток, - так стучит молоток.
Тик-так, тик-так, - ходит маятник вот так.
Так-так, так-так, - так колёсики стучат.
- Устали? А теперь поиграем с нашими пальчиками… и отдохнём
на лесной полянке.
(на экране слайд 6) Звучит спокойная мелодия.
- Посмотрите, как здесь красиво! Вокруг поляны растёт много
деревьев (все подчёркнутые слова-предметы дети изображают пальчиками…Летают птички …А сколько на поляне цветов.
Утром под лучами солнышка…бутончики… раскрывают свои
лепестки. Мы выбираем самый большой и красивый цветок и
подходим к нему… (на экране слайд 7)
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром чудесным раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землёй корешки…
- А что это там слышится? (на экране слайд 8)
Вода журчит. Это ручеёк…с пригорка бежит.
- А кто прилетает к цветам на поляну? (на экране слайд 9)
Бабочки…Пчёлки…
Нежно дует ветерок,
Будет пчёл качать цветок…
- А кого в траве можно увидеть? (на экране слайд 10)
Паучков…
- А кто спрятался под ёлкой? (на экране слайд 11)
Зайчик…
- Хорошо мы отдохнули в лесу!
Но вот наступает вечер… (на экране слайд 12)
Солнышко спрятало свои лучики…Подул ветерок…
А время нашей прогулки подошло к концу.
Дети садятся на свои места.
Логопед :
- Дети, послушайте: АК.
- Сколько звуков вы услышали? (два)
- Какой 1-ый звук? (А)
- Он гласный или согласный? (гласный)
- Какой 2-ой звук? (К)
- Он гласный или согласный? (согласный)
Аналогично анализируются слоги УК, ИК.
Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их.
(на экране слайд 14)
Логопед :
- Жил-был в лесу маленький гномик. И был у него маленький домик,
и всё-всё у него было маленькое: у нас – нос, а у гномика – носик,
у нас – рот, а у гномика – ротик. А теперь вы будете говорить, что
было у гномика…
(у нас туфли, комната, кровать, окно, костюм,
колпак, кастрюля, тарелка)
Логопед :
- Послушайте слова: халат, билет, самолёт, бант.
- Чем похожи эти слова? (в конце слов звук Т)
- Назовите слова ласково:
Самолёт – самолётик, халат -, солдат -, зонт -, бант -,
билет -, куст -, мост -, лист -, салат - …
- Какой звук появился в конце этих слов? (К)
Логопед :
- Дети, а вы знаете мальчика, которого зовут «Наоборот»? (нет)
- А я знаю. Вот он… (на экране слайд 15)
- Это такой мальчик, который всё говорит и делает наоборот.
Ему говорят: «Убери свои вещи, а он их разбрасывает. Ему говорят: «Дверь закрыта», а он говорит: «Дверь открыта».
Как скажет мальчик «Наоборот», если ему говорят:
- Колобок подкатился к пеньку. – (Колобок откатился от пенька.)
- Толя подвинул миску к коту. - …
- Лодка подплыла к берегу. - …
- Катя придвинула стул к дивану. - …
- Тома подошла к окну. - …
- Собака подбежала к Коле. - …
- Машина подъехала к остановке. - …
Повторить скороговорку:
Катает кот моток,
Паук паутинку ткёт.
Логопед :
- Дети, чему мы учились на занятии? (различать звуки К и Т)
- За хорошую работу я вам приготовила угощение…
Я угощенье положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Катя, загляни-ка,
Угощенье назови-ка!
(Трубочка (с кремом, пряник)
- А какой 1-ый звук в слове «трубочка»? (Т)
- А последний звук в слове «пряник»? (К) -Молодцы!