Виктория Сафронова
Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки [т], [т,].Буква Т.
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие звукобуквенные связи.
Образовательные результаты:
• знают акустические и артикуляционные признаки звуков [т], [т,];
• умеют правильно подбирать нужную букву для обозначения звуков [т], [т,];
• слышат и выделяют звуки [т], [т,] в начале, середине и конце слова;
• умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже с основой на твердый согласный;
Публикация «Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня „Звуки [т], [т’], Буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
• умеют составлять простые, распространенные предложения;
• умеют изменять сущ. по числам.
Задачи:
• закрепить знания об акустических и артикуляционных признаках звуков [т], [т,];
• закрепить зрительный образ буквы;
• закрепить умение выделять звуки во всех позициях слова;
• закрепить навык согласования прил. с сущ. в роде, числе, падеже;
• закрепить навык составление простого, распространенного предложения;
• закрепить навык изменения сущ. по числам.
Оборудование: мяч, счетные палочки, напечатанная буква Т, пособия, предметные картики.
Ход занятия
Организационный момент
- Доброе утро, ребята!
- Перед тем, как начнем занятие сделаем артикуляционную гимнастику «Барабан», «Чашечка», «Грибок», «Расческа», «Парус».
- Назовите мне в каждом ряду четвертый лишний:
Собака, волк, кошка, свинья. (дикое животное)
Корова, лошадь, осёл, курица. (птица)
Коза, свинья, баран, жеребёнок. (детёныш)
Овца, коза, лошадь, собака. (животное без копыт)
Козлёнок, кошка, щенок, ягнёнок. (взрослое животное)
Основная часть
- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуками, а с какими вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение: ЛюбиТ буква Т Трезвон –
Танцы, ТракТор, Телефон…
А поТом, чуТь сТанеТ Тише,
Тортом угостит деТишек.
Буква "Тэ" сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик.
На сТоле сТоиТ сТАкан,
А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН.
- Ребята, про какую букву говорится в стихотворение? (про букву Т).
- А какие звуки чаще встречаются в стихотворении? ([т], [т,].).
- Правильно. В каких слова встречается звук [т]? (танцы, трактор, любит, трезвон, стакан, столик, стол). Молодцы. Звук [т] какой? (согласный, твердый, глухой).
- В каких слова встречается звук [т,]? (тише, чуть, детишек, тюльпан). Звук [т,] какой? (согласный мягкий).
- Правильно, ребята! Вот вы и узнали наших гостей.
- Ребята, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем).
(Логопед показывает напечатанную букву Т).
- Ребята, внимательно рассмотрите букву. Из каких элементов она состоит? (Буква Т состоит из палочек. Одна палочка стоит, вторая лежит на ней).
- Сколько элементов? (два).
- На что похожа буква Т? (логопед выставляет картинки, (буква Т похожа на молоток, на грабли, на грибок).
- Смотрите внимательно, сейчас я вам покажу, как правильно печатать букву Т (логопед на доске печатает букву Т : сначала вертикальную палочку сверху – вниз, далее горизонтальную слева - направо).
- А теперь нарисуйте пальцем букву Т на спине товарища.
- Выложите букву Т из палочек.
- Напечатайте букву Т у себя в тетради.
Вы тетрадочку откройте
И с наклоном положите.
Ручку правильно держите,
За посадкою следите
И красиво напишите.
- Все справились с заданием? (логопед просматриваем тетрадь каждого ребенка).
- Молодцы, ребята!
1 задание
- Замените первый звук в слове на [т]. Какое слово получилось?
Ропот (топот, ком (том, нолик (толик, конус (тонус, манго (танго, баран (таран, свист (твист, брус (трус).
- А теперь замените последний звук в слове на [т]
Отвес (ответ, жилец (жилет, банк (бант, ком (кот, факс (факт, марк (март, ворон (ворот).
2 задание
- Ребята, закройте глаза, если в слове услышите звук [т] поднимайте руку : туфли, камаз, театр, молния, пальто, коробка, салат, корка ботинки, книга, халат.
- Теперь поднимайте руку, если услышите звук [т,] : кошка, телефон, ботинки, ножницы, тяжесть, тик, таз, ранец, теремок.
3 задание
– Ребята, когда в магазине посуды раскладывали товар, то все кастрюли и крышки от них перепутались. Помогите продавцу подобрать крышку к кастрюле. На доске прикреплены изображения крышек, а на столе лежат изображения кастрюль. Выходите к доске, берите кастрюлю, подносите ее к нужной крышке и произносите, слово, которое у вас получилось (на доске прикреплены изображения 10 крышек с напечатанными на них слогами ТА и ТЕ. На столе лежат изображения 10 кастрюль с напечатанными на них остатками слов: -йна, - кси, -блица, -зик, -релка; -лефон, -рем, -атр, -сто, -плица).
4 задание
- Я бросаю мяч и называю предмет, вы говорите, если этих предметов несколько
Конфета, монета, минута, котлета, лопат, палата, газета, куст, лист, пост, нота, бита
Физминутка
Тик – так, тик – так
Все часы идут вот так:
Тик – так, тик – так
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
5 задание
– Ребята, на доске прикреплены слова (длинное, деревянный, стеклянный, розовый, глиняный, кожаная, золотой, к которым нужно подобрать картинку (платье, стул, бокал, букет, горшок, сумка, браслет). Выходите к доске, берите картинку, называйте, что на ней изображено и приставляйте к нужному слову. Например: куриная котлета.
- Ребята, все согласны, что должно так получиться? Давайте прочитаем, что у нас получилось: длинное платье, деревянный стул, стеклянный бокал, розовый букет, глиняный горшок, кожаная сумка, золотой браслет.
6 задание
– Ребята, Маша и Витя навели беспорядок в комнате. Им нужно разложить все вещи, пока не пришла мама с работы. Чтобы Маша и Витя успели до маминого прихода, давайте поможем им.
На доске изображены 2 шкафа: Машин и Витин. На каждой полке в шкафу напечатано слово. Вам нужно взять вещь, назвать ее, положить на полку и прочитать, что получилось. Например: клетчатая рубашка ( на полках Машиного шкафа напечатаны слова: коричневая, блестящая, красивая, короткая, красная. На полках Витиного шкафа: футбольный, большой, шерстяной, черный, голубой. На столе лежат картинки: сумка, заколка, расческа, юбка, шляпа; мяч, рюкзак, свитер, шарф, ремень).
7 задание
- Выходите по одному ко мне, вытягивайте бумажку, на котором написано слово. Вам надо с этим словом составить предложение.
Самокат, рисовать, стол, капуста, котенок, автобус, тетрадь, тесто, творог, вата, крот
8 задание
- Составьте из слов предложения
В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.
Заключительная часть
- Ребята, с какими звуками мы сегодня работали?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Из каких элементов состоит буква Т?
- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо работали на занятии. До свидания.