Татьяна Богданова
Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.
Звук и буква «М»
Тема: ЗВУК И БУКВА «М»
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
• учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
• упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР „Звук [М] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
• активизировать глагольный словарь.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.
Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка»);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»
Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать:
«Му-у-у-р-р.»
Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком (каким, ребята) со звуком М.
3. Артикуляция и характеристика звука М
Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы, твердый, звонкий. А давайте произнесем звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы ударялся в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей.
Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:
4. Воспроизведение слоговых рядов : мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)
В саду росло много цветов (картинки на полу, но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).
– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый, из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
– Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.
5. Звуковой анализ и синтез слогов.
Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.
Игра «Живые звуки»
Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.
6. ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
7. Д/и «Найди картинку со звуком «м».
Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.
Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:
8. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).
му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.
Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки - муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?
9. Д/и «Подбери слово-действие»
Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…
10. Знакомство с буквой.
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.
10. Итог занятия.
Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?