Рузанна Аванесян
Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников
СЛАЙД 2
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
Публикация «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников» размещена в разделах
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
СЛАЙД 3
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.
И педагоги, прежде чем решать эту проблему, должны сами быть компетентными в подобных вопросах. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.
В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает :
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
СЛАЙД 4
И одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.
СЛАЙД 5
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1.(компонент) Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Использование данной программы дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
2. (компонент) Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды)
Кадровое обеспечение:
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации в рамках курсовой подготовки, в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения.
Учебно-методическое обеспечение:
Имеются картотеки занятий, сценариев, досугов и праздников, дидактические, музыкальные игры, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, музыкальные, театральные уголки, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, эстетично оформлены, доступны для детей, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.
Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.
Музыкальное развитие призвано решать несколько основных задач.
Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.
3. (компонент) Организация воспитательно-образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями)
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованная деятельность;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг - самоделок и т. д.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строится по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях.
Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
4. (компонент) Координация работы с другими учреждениями и организациями
Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями это посещение выставок, концертов, театральных постановок участие в конкурсах детских творческих работ.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.
СЛАЙД 6
Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение и основывается на следующих принципах:
- эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.
Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:
• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
• целостное развитие личности ребенка;
• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
• игровая организация обучения, способствующая двигательной
активности детей;
• актерские способности воспитателя, способствующие превращению
детей в действующих лицах.
СЛАЙД 7
Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе, так и во взаимосвязи:
• максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;
• взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
• различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
• организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. ;
• вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;
• обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;
• тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;
• широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное;
• знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;
• познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно - эстетическому воспитанию детей - создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса - позволит создать благоприятные условия для развития художественно - эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, - духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.
Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.
СЛАЙД 8
Инновационные средства художественного воспитания детей.
В детских садах традиционно, на протяжении многих лет используются гуашь и акварельные краски. В настоящее время существуют много инновационных средств для художественного воспитания. Вот некоторые из них:
Витражные краски - это обобщенное название нескольких видов лакокрасочных материалов, у которых может быть разный состав и основа, однако есть одна общая черта – способность хорошо сцепляться со стеклянной поверхностью.
СЛАЙД 9
Гель с блестками предназначен для творческих работ, декорирования; для рисунков. Придаёт спецэффекты рисункам, открыткам, поделкам. Не токсично, подходит и для детей младшего возраста.
СЛАЙД 10
Акриловые краски. Эти краски считаются легкими в использовании. Их цветовая палитра достаточно велика, оттенки насыщенные и яркие. Одним из главных достоинств, которыми обладают акриловые краски, является их свойство быстро сохнуть. После высыхания они не смываются водой.
СЛАЙД 11
Темперные краски. Такие краски можно использовать детям, начиная с 1,5 лет. По свойствам и своему составу темпера находится между клеевыми красками и масляными. Эта краска: не желтеет, не боится света, не темнеет, быстро просыхает, не растрескивается. Важно не забывать, что высыхая, темперные краски существенно светлеют. Образовавшаяся после высыхания пленка не растворяется в воде.
СЛАЙД 12
3Д ручки - это инструмент для рисования пластиком, позволяющий создавать трехмерные объекты. Используется для творчества, развивающих занятий с детьми.
СЛАЙД 13
Флуорисцентные восковые мелки - предназначены для создания яркого, эффектного, интенсивно светящегося рисунка.
СЛАЙД 14
Плавающий пластилин - материал очень необычный: потрясающе мягкий и пластичный, упругий и удивительно легкий. Плавающий пластилин не высыхает, что делает его многоразовым в применении. Игрушки из плавающего пластилина разнообразят процесс купания и развлекут малыша в ванне.
СЛАЙД 15
Шариковый пластилин - это пенопластовая воздушная масса для лепки объемных фигурок или плоских картин, которая используется как еще одна возможность для всестороннего развития детей через творчество. Бывают мелкозернистой и крупнозернистой массой.
СЛАЙД 16
Кинетический песок - это что-то между обычным песком и пластилином: он не так сыпуч, как обычный песок, но и смывается с рук и ногтей гораздо легче пластилина. Для любого возраста. Из кинетического песка можно делать разные фигурки, возводить сооружения, вырезать всевозможные элементы и т. п. Он предназначен не только для игр, но и для полезного времяпровождения, ведь с помощью такого материала ребенок может обучаться и совершенствовать свои творческие навыки.
СЛАЙД 17
Масса для моделирования - идеальна для детского творчества, так как она экологичная, пластичная, не липнет к рукам, твердая после высыхания, можно раскрашивать чем угодно. Масса для лепки, чаще всего, мягче пластилина и ребенку легче из нее формировать изделия, так как для этого требуется меньшая сила в руках. Минус массы для лепки состоит в том, что изготовленные из нее детали плохо склеиваются между собой.
СЛАЙД 18
ИКТ технологии в художественно – эстетическом развитии представлены в виде :
3д доска для рисования - представляет собой прозрачную доску, на которой рисуют флуоресцентными маркерами. Как только рисунок завершен, можно включить светодиодную подсветку в подставке и одеть 3D очки - эффект от рисунка просто обворожительный! Подходит детям от 2 до 7 лет.
СЛАЙД 19
Рисование светом – Световые картины рисуют в полной темноте на специальном планшете. Для этого используют особый световой маркер. Чем темнее в комнате, тем ярче будут линии. Изображение сильно светится в течении первых 15 минут, затем оно начинает тускнеть. Полностью изображение исчезнет через 1,5 часа. И планшет снова готов к следующему рисунку! рекомендуется использовать его детям с 3 лет.
СЛАЙД 20
Рисование песком на световых столах - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
СЛАЙД 21
Компьютерные программы для рисования и раскрашивания применяются для детей в возрасте от 3 до 12 лет. Это программа представляет собой обычную раскраску для детей, только в электронном варианте. Пользуясь рисованием, подбором различных цветов в игре ребёнок научится работать с цветом, будет приобретать навыки владения компьютером, развивать интеллект.