Ольга Кириленко
НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!»
▼ Скачать + Заказать документы
Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ)
по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию «Матушка Гжель в гости пришла –
Красоту и Радость всем принесла!»
Авторы:
Репина Ирина Алексеевна-
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,
Кириленко Ольга Витальевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников „Матушка Гжель в гости пришла!“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
МБДОУ ДС №29 «Солнышко» г. Туапсе МО Туапсинский район
«Судьба народа скрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его признание»
И. А. Ильин, русский философ
Встреча 1.
«Путешествие к Матушке – Гжели на Машине Времени».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения народного промысла «гжель», особенностями старинного и современного производства.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любознательность, стойкий интерес к творчеству русских Мастеров, уважение к их труду.
2. Формировать художественно – эстетический вкус на примерах произведений искусств народного творчества.
Материалы и оборудование:
Оформление зала в сине – голубых тонах, стилизация под «гжель». Выставка изделий народного промысла «Небесно – голубое Чудо», костюмы детей; «машина времени»;
Материалы ЦОР: мультимедийное оборудование, авторская видеопрезентации «Моя необъятная Россия».
Блок 1, вводный (проводит музыкальный руководитель)
Звучит песня «Ах вы, сени мои сени» (в исполнении ансамбля «Русская песня»).
Дети в народных костюмах, украшенных гжельскими узорами, входят в зал.
Вед: Здравствуйте, девицы красные, да молодцы прекрасные,
Юные таланты, художники, да музыканты!
Матушка Гжель приглашает народ,
Туда, где искусство России живёт!
Итак, машина времени нас ждёт!
Мы начинаем в старину полёт! (Звуковой эффект, взлёт)
Авторский видеоэкскурс «Моя необъятная Россия»
Слайд 1.
Мы над просторами России пролетаем, её лугам, лесам не видно края!
Слайд 2.
Вот море Чёрное, сады, и горы, и поля, всё это – Краснодарский край, Кубань моя!
Слайд 3.
А вот предгорье древнего Урала, прозрачная вода священного Байкала,
Слайд 4.
Сибирская тайга…
Слайд 5.
Вот Север Крайний, суровый край снегов и льдов бескрайних,
Слайд 5.
Вот Волга- матушка… Вот Павловский Посад – его платкам и шалям каждый рад,
Слайд 6.
Вот Дымково…Вот Золотая Хохлома… Вот в Вологде плетутся кружева,
Слайд 7.
Блестят церквей на солнце купола – первопрестольная встречает нас Москва!
Слайд 8.
Встречает синевою Подмосковье, небесно-голубых цветов раздолье,
Слайд 9.
Здесь гжельские узоры уж пять веков живут, и Гжелью – Матушкой в народе все этот промысел зовут!
Слайд 10, 11
Ремёслами своими, Мастерами, ты славилась всегда, Святая Русь,
Ты золотыми создана руками, Русь Рукотворная, тобою я горжусь!
Блок 2, основной
(Проводит Матушка – Гжель – педагог по изодеятельности)
Звучит песня «Я люблю тебя, Россия», выходит Матушка – Гжель:
- Здравствуйте, гости дорогие! Откуда вы, красивые, да славные такие?
Р: Мы – дети 21 века, века технологий, и успеха,
Интересуемся историей России, а также – Гжелью васильково – синей!
Р: Хотим о промысле народном всё узнать,
Стать тоже Мастерами, узоры рисовать!
Матушка – Гжель: Неужели? В самом деле? А что вы знаете о Гжели?
Р: Знаем мы легенды, сказки о чудесной синей краске,
Одну хотим вам рассказать, да в движеньях показать!
Арт - этюд «Ожившая легенда» (выстраиваются мальчики в одну шеренгу, девочки – напротив в другую, читают под рэп, выполняя, соответствующие тексту движения)
Девочки: Вдоль по речке мы гуляли, в ней платочки полоскали-
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Мальчики: Глину белую месили, из неё горшки лепили-
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Девочки: Синим небом любовались, облака в реке купались –
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Мальчики: Синий цвет мы увидали, волны кистью рисовали!
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Девочки: А мы по лесу гуляли, да цветочки собирали,
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Мальчики: Мы букеты увидали, кистью их нарисовали -
Вот так, вот так, и вот этак, и вот так!
Все: Расцветает всем на диво синеокая Россия!
Очень рада детвора! Гжельским Мастерам – Ура!
Матушка – Гжель: И в ваше время Гжель живёт,
И прославляет весь народ!
Матушка – Гжель:
На выставку я приглашаю весь народ,
Небесно – голубое чудо здесь живёт!
(рассматривание экспонатов, предметов народного промысла, ситуативная беседа, обмен впечатлениями)
Песня «Гжель» (З. Роот)
Блок 3. (заключительный)
Матушка- Гжель:
Русские Мастера умели трудиться, и умели они хорошо веселиться!
Как говорят в народе: Делу время – потехе час! Позабавлю вас сейчас!
Музыкально – ритмическая игра «Матушка–Гжель» (с голубым платком)
Дети становятся по кругу парами, (чередуясь девочка – мальчик)
Водящий – Матушка – Гжель (внутри круга, говорит:
Матушка – Гжель гуляла, голубой платочек потеряла,
Кто его найдёт – тот плясать пойдёт!
Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети идут по кругу, водящий, пританцовывая с платочком, идёт в противоположную сторону, все поют:
Ты беги, платок, по кругу, ты, беги, беги скорей,
Выбирай себе ты друга, чтобы стало веселей!
По окончании пения Гжель – Матушка с поклоном передаёт платок паре, перед которой остановилась, приглашая их на пляску. После пляски платок возвращается Матушке – Гжели, игра продолжается. (Как вариант: платок отдаётся лучшему танцору, и тот становится водящим).
Р: Благодарим тебя, Матушка – Гжель!
Было с тобой интересно, поверь!
Р: Будто мы в сказке все побывали,
О промысле гжельском много узнали!
Матушка - Гжель:
Пусть Красота на Руси будет вечна!
Я не прощаюсь, я жду новой встречи!
Музыкальный руководитель:
Ну что ж, детвора? Возвращаться пора!
Машина Времени нас ждёт, чтобы обратно совершить полёт!
До свиданья, Матушка- Гжель! До новых встреч!
(звуковой эффект «взлёта»)