Елена Гришина
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.
Основные задачи работы с родителями
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Публикация «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Ведь
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи педагогов и родителей является:
ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.
Так же один из основных подходов в работе с родителями должен стать дифференцированный подход. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогов ДОУ заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
. Работа педагогов направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, и мы, педагоги, понимаем, что без помощи родителей нам трудно добиться положительных результатов (что приводит к реализации партнерского подхода).
Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Для выявления уровня тревожности своих воспитанников была проведена психологом плановая диагностика, в котором принимали участие дети 5 лет. (25 детей- 100%) проводила с помощью следующей методики: «Эмоциональное благополучие» под редакцией росток. Эта методика позволяет определить Уровень тревожности через эмоции. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. В результате мы получили, что 12 детей имеет –высокий уровень тревожности; 11- детей имеет средний уровень тревожности; 2 ребенок имеет низкий уровень тревожности
Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами. Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям
Цель данной программы – коррекция уровня тревожности.
Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью мы включаем следующие взаимосвязанные направления :
1. Совместная работа с родителями и детьми
2. Психологическое просвещение родителей
3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей
4. Практика в реальной жизни
В рамках агитпоезда,который проходил 20.01.16, за ЗОЖ и здоровую, счастливую семью в нашем саду был проведен тренинг специалистом психологом, где была обозначена проблема тревожности у детей. С родителями была проведена индивидуальная консультация по итогом диагностики. Таким образом при тесном сотрудничестве с психологом мы (педагоги, родители, психолог) помогаем детям.
Первое что мы сделали разместили информацию (Наглядно – информационное направление) в родительском уголке, используя такие консультации ….
Создали памятки для родителей «Как помочь тревожному ребенку»
Создали листовки для родителей, рекомендации. Профилактика тревожности
Создали совместно с родителями семейный альбом, стенгазету (семейный досуг)
Провели индивидуальные консультации с родителями детей которые имеют высокий уровень тревожности. (использовали дифференцированный подход, для семьей Артемьевой. М. была разработана рекомендация и через скайп была предложена помощь в виде мастер-класса по обучению способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. (Были предложены упражнения), другим родителям была предложена помощь через флеш носители, что привело к заинтересованности не активных родителей, кот считают что проблема тревожности это вовсе не проблема.
Создали уголок для родителей «гнездышко» где для родителей были предложены Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми Родителям полезно знать основные правила и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми, чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. (памятка «Игры для корекции тревожности у детей»)
Сформулировали тему след. (круглый стол) Род. Собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?» Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:
1. Повышение самооценки ребенка.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.
Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно.
1. Повышение самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом направлении необходимо, чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно: ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.
В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.
«Копилка достижений»
Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.
В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например, хорошо рассказал стихотворение.
Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.
«Солнышко»
Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание», столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.
С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты», «Подарки», «Закончи предложение», «Волшебный стул».
«Комплименты»
Цель игры: формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.
Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т. к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию. Здесь помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста, а первый можете применять в любые возрастные периоды.
Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.
«Снеговик»
Цель: обучение детей расслаблению, релаксации
Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.
«Огонь – лед»
Цель: снятие мышечных зажимов.
Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, развивает пластику, гибкость тела.
«Торт»
Эта игра полезна не только для тревожных детей, которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей. Эта игра учти доверять другому человеку.
«Зеркало»
В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию. Как известно, дети очень любят подражать любому родителю, имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.
«Психологическая лепка»
Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.
«Волшебный мелок»
В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения.
3. Умение управлять собой
Важное направление работы с тревожными детьми, которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.
С этой целью я использовала следующие игры.
«Рыбаки и рыбки»
Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.
«Кораблики»
Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.
«Ты – Лев!», «Возьмите себя в руки!»
Так же планируем индивидуальную работу в режимных моментах с детьми с высоким уровнем тревожности, где в приоритете идут беседы, игры и упражнения которые помогают ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей.
Также психологом проводятся с подгруппой детей мероприятия по снятию тревожности, где созданы благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста, а так же где дети получают помощь от специалиста психолога. При нашем тесном сотрудничестве (педогоги-дети-родители)ведется активная работа, наша работа только началась, и мы не можем говорить о наших больших результатах, но можно сказать одно что родители приняли активное участие в данной проблеме и готовы решать ее в сотрудничестве с педагогами. Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, благотворно повлияли на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения, умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приводят к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится, а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения -это наблюдается в процессе совместных мероприятиях. ( подготовка к конкурсу построек: строем, лепим, поливаем; совместные рисунки Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались и в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий «Веселые старты, зарядка с родителями.)
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать крепких, здоровых будущих созидателей жизни.