Ирина Папшева
Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ФГОС»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня я хочу поделиться материалом, с которым я выступала на РМО. Я показывала презентацию с обобщением опыта работы, а затем показывала мастер-класс по экспериментированию "Игры с пеной". Может. кому-то пригодится,т. к. по раннему возрасту очень мало материала по этой теме, буду только рада!
Публикация «Выступление на РМО „Современные подходы к организации познавательного развития“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
«Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию»
.Натан Семенович Лейтес. (советский и российский психолог, психофизиолог)
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей, окружающих ребенка. Цель познавательного развития - развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально- чувственного опыта.
Проблема познавательного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающими миром является особенно актуальной на современном этапе, так как познание является наиболее важным в дошкольном возрасте. На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Задачи познавательного развития детей 2-3 лет:
1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем непосредственном окружении.
2. Продолжать знакомить ребенка с составом его семьи, с именами членов семьи.
3. Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, их признаками и свойствами, некоторыми функциями.
4. Начать знакомить с животными (части тела голова, ушки, глазки; как подает голос; характерные движения).
5. Знакомить ребенка с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий, горький, кислый, соленый).
6. Учить детей находить знакомые цвета в окружающем.
7. Формировать у детей ориентировку в пространстве комнаты (квартиры): у окна, т. д.
8. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования.
. И работая на 1-й младшей группе, я стала уделять этому виду познания большое внимание. Для этого оборудовала Центр экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание Центра входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок.
Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною экспериментов является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей
. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени любимой игрушки –Зайки-Длинное ухо. С его помощью предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?
В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
"С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
На занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет,
в «Игре с пеной»- дети узнали, что образуется, если соединить воду и мыло и взбить венчиком, она мягкая, объемная,что с ней можно играть, набирать в стакан, менять ее цвет.
Эксперимент «Что у тонет, а что – нет» доказывает, что не все предметы тонут в воде.
А эксперимент «Кораблик» - Дает детям представление о том, что бумага и кораблик из нее не тонет в воде.
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому: Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе (приносили разные виды тканей и пуговиц, увеличительное и разноцветное стекло, семена и косточки растений)
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, развивает интеллект.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира.
Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Спасибо за внимание! Всех с Новым 2019 годом и Рождеством!