Полищук Наталия
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Орфография в начальной школе
Слайд 2
«Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит, как подаренная роза (сл. 2-1) с выдранными из бутона лепестками, — совершенно теряет прелесть…»
Как интересно проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать, изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в нём тепло, таинственный блеск.
Слайд 3
Публикация «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» размещена в разделах
Как тут не вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Мы так привыкли к словам: читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем… Язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Ибо здесь, в начальной школе, закладываются основы грамотности, здесь сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма». От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Одной из целей изучения русского языка в начальной школе является овладение умениями правильно писать и читать. При этом следует отметить, что мировое сообщество сегодня оценивает не академическую, а функциональную грамотность, то есть владение минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальной школы своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография.
Формирование орфографических умений, опирающихся на глубокое понимание принципов и правил письма, является основной линией в решении проблемы орфографической грамотности. Каковы же принципы современной русской орфографии?
Слайд 4
Морфологический принцип, согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. В соответствии с этим принципом значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики состава слова и словообразования. (сл. -4-1).Например, кот-котёнок, мамонт – мамонтёнок, слон – слонёнок…
Слайд 5
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя и морфемный анализ, и фонетический анализ, и грамматический анализ слов.
Слайд 6
• Фонетический принцип – согласно ему, вопреки морфологическому принципу, пишется та буква, которая обозначает слышимый звук. Есть слова, где произношение не расходится с правописанием. Но таких написаний мало: рука, стол, крыло, луна и т. д. Такие слова пишем, как слышим. А случаи с правописанием приставок рас-, рос-; раз-, роз-; бес-, без - и другие ученик начальной школы пока запоминает, ибо эти правила изучаются в старших классах.
Слайд 6-1
Фонематический принцип гласит: «Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях». Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Русская графика, т. е. система русского письма фонемная: буква обозначает не звук (вариант фонемы, а фонему в ее сильном варианте. Например, ножи [нъжы]– нж [нош]. Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы. Фонематический принцип практически помогает школьникам понять систему орфографии.
Слайд 7,8,9,10
(Образцы заданий)
Фонематическое письмо – это такое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она не звучала в том или ином фонематическом положении.
Слайд 11
Традиционно-исторический принцип, согласно которому написание слова закреплено традицией и пишется, как принято. Такие слова пишутся либо в соответствии с традицией русского языка (калач, корова, собака, либо сохраняя написание языка-источника (вагон, трамвай, касса, шоссе). По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствования из других языков. Такие написания в начальных классах дети усваивают заучиванием и проверяются по орфографическому словарю. Это словарные слова.
Слайд 12
(Образец)
Слайд 13
Задание: Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов,
Кто помочь словам готов?
Слайд 14
Дифференцирующий принцип предполагает различное написание с целью различения слов-омоформ. Здесь главное лексическое значение слова. Этот принцип называют еще смысловым. По этому принципу пишущий должен учитывать смыл слова в данном контексте: «Совершил поджог», «Он поджёг дерево»; город Орёл, старый орёл.
Слайд 15
(Образец)
Важнейшим в развитии орфографического умения учащихся начальной школы является момент осознанности, когда ребенок «видит» в слове, в тексте орфограмму.
Для первоклассников - это ошибкоопасное место в слове. Место в слове, которое требует проверки. Со второго класса уже вводим термин «орфограмма».
Таким образом, у младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения, а именно:
1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Слово после решения орфографической задачи должно оказаться правильно написанным, а не восприниматься как запись с исправленной (зачёркнутой) ошибкой.
Знание класса, нацеленность на формирование личности ребёнка, профессионализм – всё это помогает сделать обучение безошибочному письму воспитывающим, личностно ориентированным.
Известно, что успехи в овладении русским языком обучения являются важнейшим успехом общей успешности образования школьников, то есть владение письменной речи выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.