Ольга Кириленко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) из серии «Матушка Гжель в гости пришла – Красоту и Радость всем принесла!»
Авторы:
Репина Ирина Алексеевна, Кириленко Ольга Витальевна
Встреча 3.
«К Матушке – Гжели спешим мы опять,
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников „Секреты Гжельской Розы“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Роза. Все о розах для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
чтобы о Гжельской Розе узнать!»
Цель: Продолжать расширять знания детей о гжельском промысле.
Задачи:
1. Познакомить детей со сказочной версией возникновения основного элемента узора – Гжельской Розой; на примере сказочных персонажей формировать духовно – нравственные ценности.
2. Познакомить с разнообразием видов гжельской розы, с особенностями художественных приёмов её рисования (на примере экспонатов мини- музея «Гжельская роза», в процессе проведения игры с дидактическим компонентом)
3. Развивать художественно – эстетический вкус, желание совершенствовать свою творческую деятельность.
4. Развивать артистические, музыкальные способности детей, интерес к народному фольклору; выразительность, образность, культуру речи.
Материалы и оборудование: костюмы детей, мини – музей «Гжельская Роза»; музыкально-ритмическая игра с дидактическим компонентом «Гжельская роза», музыкально – ритмическая игра «Гжельский веночек»;
атрибуты (веночки, букеты ромашек, васильков, колокольчиков, синяя лента, плоскостные лепестки розы из синего картона, «машина времени»).
Материалы ЦОР: мультимедийная система, видеопрезентация «Цветы России»
Блок 1, вводный (проводит музыкальный руководитель)
Дети в нарядных костюмах входят в зал. Танцевальная композиция с веночками из полевых цветов «Ой сад во дворе».
Вед: Здравствуйте, девицы красные, да молодцы прекрасные!
Сколько здесь у вас цветов – роз, ромашек, васильков!
Я по саду пойду, все в веночек соберу!
Авторская музыкально – ритмическая игра «Гжельский веночек»
(Дети стоят в кругу с букетиками колокольчиков, ромашек. Ведущий ходит в кругу, поёт на мотив русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я да»)
Пойду ль я, выйду ль я да, пойду ль я, выйду ль я да,
Во даль, во долинушку, во даль, во широкую,
1. Приглашу я василёчек, выходи ко мне, дружочек
Мы веночек сплетём, да по кругу пойдём!
(выходят дети с васильками, «сплетают» венок, идут по кругу)
2. Приглашу я колокольчик, выходи ко мне, дружочек,
Мы веночек сплетём, да по кругу пойдём!
(в «венок» «вплетаются» дети с колокольчиками)
3. Я ромашку приглашаю, и в венок её вплетаю,
Мы веночек сплетём, да по кругу пойдём!
(Матушка – Гжель, и все дети «сплетают» большой венок)
Орнаментальный хоровод на песню Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Вед: И художники цветы тоже любят рисовать,
И своей чудесной краской в кружевной узор вплетать!
В хороводе всех цветов есть Царица – Роза!
Ярко- синяя она, как будто от мороза!
Р: Хотим узнать о Гжельской Розе тоже!
Пусть нам Гжель – Матушка поможет!
Вед: Машина времени нас ждёт, мы начинаем в старину полёт! (звуковой эффект, «взлёт»)
Видеоэкскурс «Цветы России»
Заставка, слайд 1-2.
Всю жизнь душа с цветами на одной волне,
И от общенья с ними – солнышко сияет!
Среди них она, как в мире ангелов летает,
И возвращается волной любви ко мне!
Слайд 3-4
Вот летим мы над страною, здесь луга, леса, поля,
Солнце, небо голубое и цветущая земля!
Слайд 5-6
Незабудки, маки, розы, ландыши и васильки,
Слайд 7-8
Одуванчики, мимозы, первоцветы и жарки!
Слайд 9-10
И ромашки, и тюльпаны, и подсолнух золотой,
Слайд 11-12
Вот нарциссы и пионы, колокольчик голубой!
Слайд 13 - 14
Этой сказочной природой любовались Мастера,
и шедевры создавали для потомков на века!
Свой восторг и вдохновенье кистью передать смогли,
Чистоту цветов и нежность, красоту родной земли!
Танец с цветами «Полевые цветы России» (песня А. Иванова)
Вед: Вот и прибыли! Теперь встречает Матушка нас Гжель!
Блок 2, основной (под русскую народную мелодию выходит педагог по изодеятельности в образе Матушки – Гжели)
Матушка – Гжель :
Здравствуйте мои друзья! Очень рада встрече я!
Вед: - Здравствуйте, Матушка – Гжель, рады вас видеть опять!
О Розе Гжельской ребята очень хотели узнать!
Матушка – Гжель :
Приглашаю вас в музей, проходите поскорей!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней русской Старины!
Чтоб ввести нас в мир России, в Мир Преданий и Добра!
Чтоб сказать, что есть в России - Чудо-Люди, Мастера!
(рассматривание экспонатов, эскизов, рисунков, предметов мини- музея
«Гжельские узоры»; ситуативная беседа, обмен впечатлениями).
Матушка – Гжель :
Ох, любознательный вы молодой народ!
Так пусть для вас сегодня сказка оживёт!
Ожившая сказка «Гжельская Роза» (по мотивам «Сказки о Гжельской Розе»
Р 1: В далёкой стране, где нет зимы, морозов,
Жила Садовница одна, и звали её – Роза.
Прекрасные цветы в саду растила, но розы больше всех цветов любила!
Хореографическая миниатюра «Миллион алых роз» (девочки с розами)
Р 2: И был у Розочки жених - один купец! Достойный, разудалый молодец!
На корабле он по морям ходил, свои товары в страны развозил!
(Выход Купца)
Купец: Невеста милая моя! В Россию отправляюсь я!
Что привезти тебе: меха, алмазы?
А может, злата - серебра? Нарядов разных?
Садовница: Нет- нет, не надо серебра! Не надо злата!
Ведь у меня есть сад! Цветы - моя отрада!
Тебя я в долгий путь благославляю,
И эту Розу, Символ Верности, вручаю!
Пусть от беды она тебя оберегает,
И обо мне всегда напоминает!
Хореографическая миниатюра «Расставание» («Ты меня на рассвете разбудишь…» из спектакля «Юнона и Авось»)
Р 1: Долго путешествовал купец, добрался он в Россию наконец!
А там – зима, и холод, и метели – и лепестки у розы – посинели!
Р 2: Купец её дыханьем согревал, как драгоценность, к сердцу прижимал!
И не завяла, просто стала синей роза, от русского крещенского мороза!
Р 2: А в Гжели Мастера, увидев это Чудо, нарисовали эту Розу на посуде!
С тех пор, как Символ Верности, Любви, она всех радует людей и в наши дни! (фоновая музыка «Аллилуйя Любви», рок – опера «Иисус Христос супер- звезда»)
Р 1: Подходит сказочке конец! Домой вернулся наш купец!
Р 2: И подарил невесте гжельскую посуду, в которой расцветало это чудо!
Оба: Сыграли свадьбу! Был весёлый пир!
А русской Гжелью любовался целый мир! (общий поклон героев)
Блок 3, заключительный
Матушка – Гжель :
-Ну что ж, мы тоже не скучаем! И с нашей Розой - поиграем!
Авторская, музыкально – ритмическая игра с дидактическим компонентом «Гжельская Роза»
Дети стоят в кругу, в центре круга водящий – Гжельская Роза, в руках у неё на расписанном под «гжель» подносе сине – голубые плоскостные лепестки розы разной величины(5-7элементов) для выкладывания узора «гжельская роза» и синяя лента. Дети, идя по кругу, поют на мотив русской народной песни «Во поле берёза стояла», водящий разбрасывает лепестки в кругу.
1. Роза по садочку гуляла, лепестки свои потеряла,
Люли, люли гуляла, люли, люли потеряла.
2. Поискала Роза по кусточкам, не нашла свои лепесточки,
Люли, люли по кусточкам, не нашла лепесточки.
(Гжельская Роза «ищет», закрывает глаза руками, «плачет», дети, перед которыми оказались лепестки, поднимают их, и все дети прячут руки за спину, чтобы Роза не догадалась, у кого именно в руках лепесток). Все идут в круг к Розе и поют:
3. Лепестки твои отыскали, поиграй теперь ты, Роза, с нами,
Люли, люли - отыскали, поиграй ты, Роза, с нами!
(дети, у которых лепестки, показывают их водящему и остаются в кругу, остальные отходят, делая «мышеловку»)
Дети говорят: Лепестки свои возьми, но сначала – догони!
Под весёлую плясовую музыку Гжельская Роза старается запятнать синей ленточкой детей с лепестками. Как только музыка умолкает, дети вместе с водящим выкладывают из лепестков гжельскую розу.
Парный танец (Песня «Роза», в исполнении ансамбля «Русская песня» под управлением Н. Бабкиной)
Р: Благодарим тебя, Матушка – Гжель!
Было с тобой интересно, поверь!
Р: В сказке чудесной мы все побывали,
О Гжельской Розе много узнали!
Р: И новой встречи будем мы ждать,
Чтоб научиться её рисовать!
Матушка - Гжель :
Пусть Красота на Руси будет вечна!
До свиданья, ребята! Жду новой встречи!
Музыкальный руководитель:
Ну что ж, детвора? Возвращаться пора!
Машина Времени нас ждёт, чтобы обратно совершить полёт!
Все: До свиданья, Матушка- Гжель! До новых встреч! (звуковой эффект «взлёта», звучит песня «Я люблю тебя, Россия»)