МААМ-картинки

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять»

Ольга Кириленко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) из серии «Матушка Гжель в гости пришла – Красоту и Радость всем принесла!»

Встреча 2

«К Матушке – Гжели спешим мы опять, чтоб гжельских узоров секреты узнать»

Авторы:

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников „К Матушке-Гжели спешим мы опять“» размещена в разделах

Репина Ирина Алексеевна-

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

Кириленко Ольга Витальевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС №29 «Солнышко» г. Туапсе МО Туапсинский район

«Судьба народа скрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его признание»

И. А. Ильин, русский философ

Встреча 2.

«К Матушке – Гжели спешим мы опять, чтоб гжельских узоров секреты узнать»

Цель: познакомить детей с основными элементами гжельской росписи, историей их возникновения.

Задачи: 1. Продолжать воспитывать у детей любознательность, стойкий интерес к творчеству русских Мастеров, уважение к их труду.

2. Закрепить умение детей самостоятельно создавать узор, используя его элементы.

3. Формировать навыки коллективной работы, развивать доброжелательность и взаимопомощь в процессе реализации поставленной цели.

4. Развивать выразительность художественной речи, артистические способности, умение обыгрывать сказочный образ; чувство ритма, музыкальный слух.

Материалы и оборудование: мини – музей «Гжельские узоры», стилизация зала и костюмы детей под «гжель», костюмы сказочных персонажей, атрибуты для танцев, игр и театрализации; мультимедийная система, авторская видеопрезентация «Гжельские узоры».

Блок 1, вводный (проводит музыкальный руководитель)

Под музыку дети в костюмах входят в стилизованный под «гжель» зал.

Русская пляска «Ой, ты, Полюшка – Параня»

Вед: Здравствуйте, девицы красные, да молодцы прекрасные!

Юные таланты, художники, да музыканты!

К Матушке – Гжели спешим мы опять, чтобы узоров секреты узнать!

Машина времени нас ждёт, мы начинаем в старину полёт!

(звуковой эффект, «взлёт»)

Авторский видеоэкскурс «Гжельские узоры»

Слайд 1. Вот Гжель – старинное село, на берегу реки стоит оно,

Слайд 2. А речку – Гжелкою все называют, и глину белую здесь люди добывают.

Слайд 3. В ту речку окунулись небесные просторы, и в этой синеве рождаются узоры!

Слайд 4-5. То «сеточки», то «капельки», то «дуги», «завитки»,

Как будто волны синие у Гжелочки – реки.

Слайд 6. Вот «точки», вот «решёточка» на синеньком цветке,

Слайд 7. А вот след «птичьих лапок», как будто на песке.

Слайд 8. Морозные узоры, как будто на стекле,

Зима свой след оставила в ажурном завитке.

Слайд 9- 10. На фоне белоснежном узоры нежно – синие,

Как будто очи яркие моей родной России!

Вед: Вот и прибыли! Теперь встречает Матушка нас Гжель!

Блок 2. Основной (под русскую народную мелодию входит Матушка – Гжель – педагог по изодеятельности).

Матушка - Гжель :

- Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

Р: Здравствуйте, Матушка – Гжель! Рады вас видеть опять!

О гжельских узорах секреты хотим мы сегодня узнать!

Матушка – Гжель : Есть в этом промысле главный секрет:

На белом фоне царит синий цвет!

Р: Поверить трудно: неужели всего 2 цвета? Чудеса!

Как будто Мастера из Гжели на снег наносят небеса!

Матушка – Гжель :

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу таки мила,

Кисть Мастера на чашечку легко перенесла!

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние,

И Мастерство, достойное потомков восхищения!

Матушка- Гжель :

-Всех приглашаю я в музей, подходите поскорей!

(рассматривание экспонатов выставки «Гжельские Узоры»,ситуативная беседа, обмен впечатлениями)

Р: О гжельских узорах знает народ, так пусть эта сказка сейчас оживёт!

«Ожившая Гжельская сказка»

(по мотивам «Рождественской сказки о Гжели»)

: В деревне с удивительным названием Гжель, в маленькой, покосившейся избушке жила одна бедная сиротка, звали её Настенькой. Чтобы прокормиться, она лепила посуду из белой глины, затем обжигала её в печи. И была у Настеньки одна-единственная синяя краска и кисточка. Обмакнув кисточку в эту краску, украшала Настенька посуду белоснежную синими узорами!

: Но какие это были узоры! То волны реки, то капельки, то цветы сказочные, то птицы диковинные! Нравилась эта Красота людям! Покупали люди эту посуду за мелкие монетки, или меняли ее на хлеб для сиротки, а чаще – Настенька просто дарила её людям! Так наша Мастерица жила – поживала, за работой не скучала, да песни с подружками весело распевала!

«Гжельские частушки»

: Пришла зима, да такая суровая! (шум ветра, метели). Наступала ночь перед Рождеством. А в это время пролетала над селом Снежная Королева. Намела она сугробы огромные, напустила ветры буйные, наслала морозы трескучие…

Ритмопластический этюд «Снежная Королева и метелинки» (с белыми гимнастическими лентами)

: Подлетела Снежная Королева к домику Настеньки. Заглянула в окошко, и обомлела от Красоты узоров чудесных!

Снежная Королева: Отдай, девочка, мне эту Красоту! Отдай кисти, да краску синюю, да узоры искусные! Буду одна всем владеть, да своё Царство белое, да безмолвное, украшать, себя, любимую, забавлять!

Настенька: Смилуйтесь, сударыня - Снежная Королева! Не могу я лишить людей этой Красоты! Да и без своего ремесла я не выживу, погибну голодной смертью!

Снежная Королева: Как ты смеешь перечить мне, дерзкая девчонка! Мне – самой Королеве! Не хочешь добром – заберу силой!

: Дунула Снежная Королева своим ледяным дыханием, в тот же миг исчезла синяя краска, кисти, а самое главное – узоры исчезли гжельские, узоры чудесные, неповторимые… Вместе с ними в вихре снежном исчезла и сама Королева.

: Оглянулась Настенька – вся горница снегом заметена, нет ни краски, ни кисти, а вместо посуды - мелкие осколки льда поблёскивают. Горько заплакала бедная сиротка.

: А в это время на небе появилась Рождественская Звезда, возвещающая о Рождении Христа, несущая всем православным Мир, Счастье и Любовь!

Увидела её Настенька, и взмолилась:

- Звёздочка Ясная, Звёздочка Небесная! Помоги мне, бедной сиротинушке,

вернуть Красоту на Землю!

Звё здочка: Не печалься, Настенька! Я и мои подружки поможем тебе!

Ритмопластический этюд «Звёздочки» (в руках крупные звёзды на плоских палочках; в конце выносят панно с гжельскими узорами)

Рождественская Звезда: Настенька, милая, всю ночь мы трудились, рисовали узоры синим инеем, посыпали их звёздными блёстками. Но наступает утро, и Солнышко теперь вступает в свои права, и только оно может помочь тебе, и наделить узоры своей живительной силой!

Ритмопластический этюд «Солнышко и лучики» (с ленточками)

Настенька: Солнышко – батюшка! Ты по синему небу гуляешь, всему миру помогаешь! Помоги мне, бедной сиротке, вернуть Красоту людям, надели узоры гжельские своей живительной силою!

Солнышко: Помогу я тебе, милая Настенька! Возьму я голубой цвет неба, синий цвет реки да васильков полевых, вместо кисти подарю солнечные лучики для твоих узоров! Но живительной силой их может наделить только настоящий Мастер - теплом своего доброго сердца, да умением рук своих золотых! И этот Мастер – ты!

Р1: И подарило Солнышко Настеньке кисти и краску чудесную! И расцвели сказочные узоры в каждом доме! И захотелось всем жителям села Гжель сохранить эту синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась вся посуда небесным цветом, даря всем людям Красоту и Радость! (общий поклон всех участников театрализации сказки)

Р2: Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Подносы и ложки - быль или небыль - изделия рук золотых!

Р1: Это синяя сказка, глазам загляденье, словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Музыкально – ритмическая композиция «Сказочная Гжель» (с синими и белыми шарфами)

Матушка – Гжель (со связкой сине-бело – голубых шаров) :

Поклон вам, молодые Мастера! Ну а теперь и потрудиться нам пора!

У меня для детворы разноцветные шары:

Синий, белый, голубой – выбирай скорей любой! (подбрасывает шары, под музыку дети берут по – одному шарику, кружатся)

А теперь к столам спешите, свой цвет шарика найдите!

(дети подбегают к столикам, на которых прикреплён шарик, соответствующего цвета)

Там задание для вас – выложить узор сейчас!

Дидактическая игра «Сложи гжельский узор» (каждая подгруппа выкладывает гжельский узор)

Матушка Гжель : Как узоры хороши! Вы трудились от души!

А теперь пора играть, свою удаль показать!

Блок 3,заключительный (все педагоги)

Авторская игра «Речка – Гжелка» (по мотивам народной игры «Ручеёк»)

Дети выстраиваются в «ручеёк» парами, в руке у каждого ребёнка ленточка (синяя, белая, или голубая, водящий – Речка – Гжелка (Матушка – Гжель или ребёнок)

Все дети: По полям, по лугам Речка - Гжелка протекала,

Речка Гжелка протекала, цвет узора выбирала!

Синий, белый, голубой – выбирай себе любой!

Речка Гжелка проходит, выбирает пару, далее по принципу игры «Ручеёк».

По окончании водящий говорит:

- А теперь, ручеёк, заплетись в большой венок!

Под народную музыку «Калинка» дети сплетают «венок», на запев идут по кругу. По окончании запева водящий, показывая ленточку определённого цвета (синюю, белую, или голубую, говорит:

- Кого ленточка зовёт – тот плясать со мной пойдёт!

Дети с ленточками соответствующего цвета выходят в круг к водящему и на припев танцуют вместе с водящим. Игра в кругу повторяется 3раза.

Р: Благодарим тебя, Матушка – Гжель!

Было с тобой интересно, поверь!

Р: В сказке чудесной мы все побывали,о гжельских узорах много узнали!

Матушка - Гжель :

Пусть Красота на Руси будет вечна!

Я не прощаюсь, я жду новой встречи!

Музыкальный руководитель:

Ну что ж, детвора? Возвращаться пора!

Машина Времени нас ждёт, чтобы обратно совершить полёт!

Все: До свиданья, Матушка- Гжель! До новых встреч!

(звуковой эффект «взлёта», звучит песня «Гляжу в озёра синие»)

Продолжение следует.

Публикации по теме:

«Кошечка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию«Кошечка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Кошечка»[/b] Образовательные области в рамках которых проводится занятие: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

«Портрет облака». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников Аннотация Актуальность: способствует познавательному развитию, художественно- эстетическому развитию, формированию творческого воображения.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Прощание с осенью» Цель: продолжать учить детей нетрадиционной технике аппликации-силуэтной из шерстяных ниток, упражнять в силуэтном вырезывании лесных зверей,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Снегурочка» Тема НОД: «Снегурочка». Возраст: старший дошкольный Направление развития: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию развитию для старших дошкольников «Снегири на ветке» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Весна» Н. О. Д. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Весна» (итог) Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Снеговик»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей рисовать пластилином. Задачи: Продолжать формировать умение внимательно слушать и выполнять по плану работу,.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Родной природы карнавал» Подготовили специалисты ГБОУ СОШ с. Красноармейское: музыкальный руководитель Татаринцева Л. Н., воспитатели Цыкина Г. А. и Бобкова Н. А. Слайд.

Сюжетно-ролевая игра по пожарной безопасности для старших дошкольников «Стоит только нас позвать, помощь к вам придет опять»Сюжетно-ролевая игра по пожарной безопасности для старших дошкольников «Стоит только нас позвать, помощь к вам придет опять» Цель: продолжать развивать выполнять в игре несколько взаимодействий (пожарная часть и диспетчерская, тушим пожар, лечим пострадавших,.

Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять»
Опубликовано: 4 мая 2016 в 19:47
+144Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кириленко (УИ 147895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД