Ольга Кириленко
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки Гжели!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) из серии «Матушка Гжель в гости пришла – Красоту и Радость всем принесла!»
Авторы:
Репина Ирина Алексеевна, Кириленко Ольга Витальевна
Встреча 5.
«Узором красивым украсим сервиз –
будет для Матушки – Гжели сюрприз!»
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников „Сюрприз для Матушки Гжели!“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цель: Продолжать знакомство детей с гжельским народным промыслом.
Задачи:
1. Формировать желание и стремление у детей к самостоятельной творческой деятельности.
2. Закрепить умение детей наносить узоры на посуду (предварительно выполненную детьми из папье - маше в процессе самостоятельной творческой деятельности, используя знакомые элементы гжельской росписи; способствовать формированию художественно - эстетического вкуса.
3. Воспитывать интерес к культурному наследию своего народа, уважение к творчеству русских мастеров.
4. Формировать умение чувствовать красоту и выразительность русского языка, смысл и мудрость поколений, заложенных в народном фольклоре.
5. Развивать артистические, музыкальные способности детей.
Материалы и оборудование: стилизованное оформление зала, костюмы детей, «машина времени»; музыкальные инструменты. Посуда из папье – маше (чашки, блюдца, поднос, синяя краска (и её оттенки, кисти для творческой деятельности; самовар, заварной чайник, большое блюдо (поднос, расписанные под «гжель», волшебный сундук.
Мини - музей «Гжельский сервиз», дидактическая игра «Собери Гжельский сервиз»(пазлы)
Материалы ЦОР: мультимедийное оборудование, авторский видеоэкскурс «Синеокая посуда».
Блок 1, вводный (проводит музыкальный руководитель).
В нарядный зал входят празднично одетые дети (стилизация под «гжель»).
Музыкально – ритмическая композиция «Россия» (с российскими флагами)
Вед: Здравствуйте, девицы красные, да молодцы прекрасные!
Я снова рада встрече с вами, уже вы стали Мастерами!
И превратиться детский сад готов в чудесный Город Мастеров!
Ждут нас добрые дела, а пока для вас – игра!
Игра «Гжельские Мастера» (на основе народной игры «Гончары»)
Дети становятся парами по кругу, стоящие впереди присаживаются на корточки – «горшки», сзади – «продавцы».
По считалке выбирается ведущий («покупатель») :
Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Из каких краев пришла и цветами расцвела?
Водящий (покупатель) ходит внутри круга, выбирая «горшок», выбрав, спрашивает у Хозяина:
- Почем горшок?
- По денежке!
- Горшок крепкий?
- Попробуй!
- Крепкий, давай сговор!
- Давай!
-Сговор - сговор!
Водящий (покупатель) берет за руку «горшок», остальные поют:
- Чичара - чичара, собирайтесь, мастера!
Не скупитесь, покупайте, и посуду догоняйте!
После этого водящий («покупатель») и «горшок» бегут в разные стороны, кто первый прибежит, становится «покупателем», а второй - «горшком».
Вед: А сейчас случится чудо – превратимся мы в «посуду»!
Разминка «Гжельский сервиз»
Вот чудесный гжельский чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник, (другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки - (одна рука на поясе, пружинки
очень хрупкие, бедняжки! с поворотом)
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются. («тарелочки»)
Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке (наклоны вправо – влево)
Вот пластмассовый поднос, (сделать большой круг)
Он посуду нам принёс! (разводят руки в стороны, улыбаются)
Вед: У меня есть самовар, он сияет, словно жар!
Хочу всех чаем угостить, но чай мне не во что налить!
Удалые Мастера, потрудиться нам пора!
Посчитаем: 1, 2, 3 – сервиз Гжельский собери!
Дидактическая игра с пазлами «Собери гжельский сервиз»
(одна подгруппа выкладывает чайник, другая – чашки, третья - поднос или блюдо)
Р: Снежно – белая посуда, расскажи- ка, ты откуда?
Видно, с Севера пришла, и цветами расцвела,
Голубыми, синими, нежными, красивыми!
Кто посуду разукрасил, вы ответьте мне теперь?
Все: Это – Чудо – Мастерица, Незабудковая Гжель!
Блок 2, основной (воспитатель, педагог по изодеятельности – Матушка Гжель, музыкальный руководитель)
Вед: Сегодня Город Мастеров открыт для всех гостей!
С открытым сердцем и душой ждём Матушку мы Гжель!
Р: К приёму очень мы старались, и приготовили сюрприз :
Слепили чашки, чайник, блюдца, и получился наш сервиз!
Р: Его узорами чудесными должны украсить мы теперь,
Чтобы потом устроить праздник, и всех порадовать гостей!
Авторский видеоэкскурс «Синеокая посуда»
Слайд- 1-2
Синеокая посуда, так прекрасна, и красива!
Ты расписана цветами, и нарядна всем на диво!
Слайд – 3-4
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести!
Слайд 5-6
Порой посуду украшали и птицы, рыбы, и деревья, города,
И люди, и картинки русской жизни ты сможешь здесь увидеть иногда!
Слайд 7
И форма у посуды разная, всегда затейлива, неповторимая, прекрасная!
Слайд 8 -9
В Японии, и в Англии, в Италии, Китае,
Пьют чай из этих чашек, Россию восхваляя!
Слайд 10-11
Узор живёт в подсвечниках, в шкатулках и каминах,
Он украшает мебель, он на часах старинных!
Слайд 12
Сотворили это Чудо не за тридевять земель!
Синеокая посуда родилась в местечке Гжель!
Вед: А чтоб работа наша продвигалась веселей,
Мне о труде пословицы скажите поскорей!
Народные пословицы
1. Землю красит солнце, а человека- труд!
2. У кого умелые руки – тот не знает скуки!
3. Лодырь богатеет мечтами, а мастер - трудами!
4. По произведениям узнают и мастера!
5. У кого ремесло в руках есть – тот и мёд ложкой ест!
6. Руки делают, а голова – отвечает!
7. Птица узнаётся в полёте, а человек познаётся – в работе!
8. Кто любит трудиться - тому на печи не лежится!
9. Веселись, играй, да дело знай!
10. Маленькое дело лучше большого безделья!
11. Работай до поту – поешь в охоту!
12. Яблоню любят плодовитую, а человека – деловитого!
13. Труд человека кормит, а лень - портит!
14. Терпенье и труд всё перетрут!
15. Недаром говорится: дело Мастера боится!
16. Труд и терпение превращаются в золото!
17. Хочешь, есть калачи – не сиди на печи!
Вед: Молодцы, ребята! А в народе ещё говорят:
Начало работы терпкое, за то конец её сладок!
Ремесло есть не просит, а достаток и радость в дом приносит!
И нам не занимать упорства и терпения!
У нас есть руки золотые, смекалка, вдохновение!
Самостоятельная творческая деятельность детей (рисуют гжельские узоры на чашках, блюдцах, подносе, заранее выполненные детьми из папье-маше; песни для фона: «С чего начинается Родина?», «Я люблю тебя, Россия!»).
Вед: Отлично потрудились, Мастера! Теперь гостей встречать пришла пора!
Звучит народная музыка «Калинка»
Вход Матушки- Гжели (Вносится старинный сундук) :
-Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!
Вед: Наш светлый Город Мастеров всегда гостей встречать готов!
Матушка – Гжель : Вижу, вы здесь не ленились, замечательно трудились!
Р: Мы украшали наш сервиз, для вас готовили сюрприз!
Матушка – Гжель : Вам спасибо, детвора! Гжельским Мастерам…
Все: Ура!
Матушка - Гжель :
Принесла я в сундучке предметы старины,
А какие – отгадать вы сейчас должны!
Загадки:
1. На блюдечке - красавица, с одной рукой милашечка,
Нарядилась в яркую, синюю рубашечку! (Чашка)
2. Он пыхтит, пыхтит, пыхтит, а из носа - пар валит!
Только краник повернётся – ароматный чай нальётся! (самовар)
3. Он – красивый, голубой, чай заваришь в нём любой!
Краснодарский, и грузинский, и цейлонский, и индийский,
Даже с мятою – травой, это (Чайник заварной)
4. Круглое, как солнышко, тоненькое донышко,
Всё в узорах расписное, да огромное такое!
С ним гостей всегда встречают, хлебом- солью угощают! (поднос, блюдо)
Матушка-Гжель :
- Вы, ребята, не ленились, замечательно трудились!
И теперь искусство наше всему миру мы покажем!
Дефиле «Гжельский сервиз» (песня «Сказочная Гжель»)
Матушка - Гжель :
Этот сервиз мы подарим в музей, чтобы он радовал многих людей!
Блок 3. Заключительный (все педагоги)
Матушка – Гжель :
Умеют Мастера на славу потрудиться, и любят от души они повеселиться!
Громче, музыка, играй, и оркестр наш приглашай!
Авторская музыкально - дидактическая игра «Весёлый оркестр»
Дети сидят на стульях с музыкальными инструментами (по выбору педагога, у матушки Гжели в руках синий платочек – своеобразная дирижёрская палочка, на столике инструменты. Какой инструмент водящий показывает – по взмаху платочком дети с аналогичными инструментами начинают играть, опускает – инструменты замолкают, на последний куплет играют все. У детей без инструментов в руках синие, белые, голубые платочки, с которыми они участвуют в свободной пляске.
Матушка Гжель (на мотив русской народной песни «Ой, ты, Полюшка-Пораня») :
1. А я по двору гуляю, музыкантов созываю,
Приглашаю в свой оркестр, будут пляски до небес (на повтор-поклон - приглашение)
2. Бубны, все сюда спешите, да погромче позвените,
Выходите в круг скорей, чтобы стало веселей (по взмаху платка дети с бубнами начинают и заканчивают игру)
3. Погремушки, все спешите, да погромче позвените,
Выходите в круг скорей, чтобы стало веселей (по взмаху платка играют погремушки)
4. Колокольчики, спешите, да погромче позвените,
Выходите в круг скорей, чтобы стало веселей (играют колокольчики)
5. Барабаны все спешите, да погромче постучите,
Выходите в круг скорей, чтобы стало веселей! (играют на барабанах)
6. Молодцы и молодицы, Мастера и Мастерицы,
Выходите погулять, под оркестр наш поплясать!
(Свободная пляска Матушки- Гжели и детей с платочками под «оркестр»)
Р: Матушка – Гжель, спасибо за встречи!
Пусть Красота на Руси будет вечна!
Мы много увидели, много узнали!
Стали мы тоже уже Мастерами!
Р: Прадедов труд научились ценить,
Святую Россию всем сердцем любить!
Исполняется авторская песня «Красота» (все)
1. А наша душа – это сказочный сад!
Пусть будет всегда он красив и богат!
Как добрый садовник, над садом трудись,
Чтоб стала прекраснее наша вся жизнь!
Припев:
Красота в бездонном небе, в белоснежных облаках,
И в сиянье синей Гжели, в ручейке, в лесных цветах!
Красота нас окружает, Красота к себе влечёт,
Красота нас возвышает, Красота весь Мир спасёт!
2. Давайте мы будем друг друга любить,
И смех, и улыбки друг другу дарить,
Пусть будут навстречу открыты сердца,
И счастью большому не будет конца!
Припев:
Матушка – Гжель (в руках гжельский поднос караваем) :
Отведать чаю всех гостей я приглашаю,
По русскому обычаю, с душистым караваем!
Чаепитие