Татьяна .Козекаева
Программа саморазвития воспитателя «Развитие познавательной активности посредством экологического развития» на 2015–2018 г
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание – это образование человека,
гражданина Вселенной, который способен безопасно и
и счастливо жить в будущем мире».
Н. А. Рыжова
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является формирование у детей экологического миропонимания.
Публикация «Программа саморазвития воспитателя „Развитие познавательной активности посредством экологического развития“ на 2015–2018 г» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём.
Развитие умственной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательной, исследовательской деятельности развиваются детская любознательность, пытливость ума; на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Цель:
Способствовать расширению представлений детей об окружающем мире через экологическое развитие.
Задачи:
- изучить пути, средства и методы экологического развития дошкольников;
- повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам экологического развития.
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- способствовать развитию познавательной активности через игровую деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя.
- повышение уровня педагогической компетенции «Экологическое воспитание в детском саду»;
-систематизация и повышение качества работы с детьми по экологическому развитию через различные игры, эксперименты;
- расширение развивающей предметно-пространственной среды и методического обеспечения по экологическому воспитанию.
Ожидаемые результаты для детей
- развитие начала экологической культуры детей через познавательное развитие;
- умение экспериментировать, анализировать, думать, делать выводы;
- желание общаться с природой, изучать, познавать, отражать свои мысли и впечатления через различные виды деятельности;
- развитие осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы.
План на 2015 -2016 учебный год
Содержание работы Время проведения Форма работы Практические выходы
Изучение научно – методической работы Сентябрь - декабрь «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова Мозаика – Синтез. М
«Юный Эколог» С. Н. Николаева
Работа с родителями.
Обмен опытом с педагогами. Обновление содержания «уголка экспериментирования»; составление конспектов, картотек игр, опытов; подготовка консультации для родителей, педагогов;
составление перспективного плана работы с детьми.
Выступление на педсовете.
Работа с детьми сентябрь Беседы, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Сбор урожая», разучивание стихов, пословиц об осени, загадывание загадок.
Наблюдения, игры, сбор осенних листьев.
Подготовка к празднику «Осенины»
Экскурсия в осенний лес.
Праздник «Осенины»
октябрь Подготовка к выставке поделок «Осенняя фантазия» (совместная деятельность детей и родителей). Выставка поделок «Осенняя фантазия» (совместная деятельность детей и родителей).
ноябрь Беседа о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулке и из окна,
рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»;
кормление птиц в птичьей столовой. Природоохранительная акция «Поможем птицам пережить зиму»
декабрь Наблюдение, исследование свойств снега в повседневных бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Замораживание воды, рассматривание сосулек, изготовление цветных льдинок, наблюдение за срезом сугробов.
январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Подведение результатов «Опыты с воздухом».
февраль Разучивание стихов, песен, игр для проведения досуг «Зимние посиделки». Досуг «Зимние посиделки»
март Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Подведение результатов опытов с водой.
апрель «Огород на окне» (посадка лука, фасоли, салата, укропа). Зарисовки в календаре наблюдений, сочинение загадок про овощи, составление сказок.
май Слушание фрагмент из «Времени года» П. И. Чайковского, игры: «Подбери листья к дереву»,
«Что сначала, что потом» (о развитии птиц из яиц).
Итоговая беседа о весне;
экскурсия в весенний лес.
Работа с родителями
сентябрь
Консультация на тему: «Формы и методы экологического воспитания»
октябрь Папка – раскладушка «Конструирование как познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность дошкольника». Семейный конкурс «Лучшая поделка из природного материала».
Ноябрь Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц».
Декабрь Консультация:
«Совместная работа ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Январь Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста».
Февраль Родительское собрание на тему: «Об игровой деятельности в семье»
Март Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка Мы -исследователи».
Апрель Оказание помощи родителями в приобретении семян для посадки огорода.
Консультация для родителей «Зелёный мир на окне» Совместная деятельность родителей и детей: «Огород на окне».
Май Экологическое просвещение. Буклет «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник.
План на 2016 -2017 учебный год
Содержание работы Время проведения Форма работы Практические выходы
Изучение научно – методической работы Сентябрь - декабрь «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева
Мозаика – Синтез. М
«Занимательные опыты для детей дошкольного возраста»
Нижний Новгород
ООО «Издательство- Доброе слово».
Савенков
Работа с родителями.
Обмен опытом с педагогами. Обновление содержания «уголка экспериментирования»; составление конспектов, картотек игр, опытов;
составление перспективного плана работы с детьми.
подготовка консультации для родителей;
Семинар – практикум для педагогов на тему «Компетентность в сфере экологии».
Работа с детьми сентябрь Беседа о грибах; рассматривание иллюстраций; игры со счётными палочками;
загадывание загадок о грибах; подвижная игра «Мы – весёлые грибочки»; решение экологических задач. Развлечение на тему : «В гости к Лесовику».
октябрь Подготовка к выставке поделок «Осенняя сказка» (совместная деятельность детей и родителей). Выставка поделок «Осенняя сказка» (совместная деятельность детей и родителей).
ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с жидкостями: «Водяная лупа», «Бегущая волна», «Тонет или не тонет».
декабрь Наблюдение, исследование свойств снега в повседневных бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты со льдом и холодом: «Плачущее яйцо», «Кривая бутылка», «Лёд и соль».
январь Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?» «Что такое заповедник?», рассматривание иллюстраций «Животные средней полосы России»,
Чтение художественной литературы. Развлечение : «Путешествие по зимнему лесу».
февраль Наблюдения за берёзой зимой, труд на прогулках, рассматривание иллюстраций с о снежными постройками. Изготовление снежных построек.
март Рассматривание семян овощей. Поделки из семян
апрель Составление рассказа на тему: «Комнатные растения»;
д/игра «Угадай цветок»,
Беседа «Польза от комнатных растений». Пересаживание комнатных растений
май Наблюдения, целевые походы; труд в природе;
Беседа: «Что мы можем сделать, чтобы наш город был чистым и ухоженным? Экологический субботник (совместно с родителями).
Работа с родителями сентябрь Акция по уборке территории детского сада
октябрь
ноябрь Беседы о поводу изготовления кормушек для птиц, используя разнообразный материал. Природоохранительная акция «Поможем птицам пережить зиму»
декабрь Индивидуальные беседы, советы об использовании разнообразного материала для изготовления снеговиков. Смотр-конкурс поделок «Парад снеговиков».
январь Совместное проведение время детей с родителями Совместное участие родителей с детьми во Всероссийской акции
«День снега»
февраль Совместное проведение время детей с родителями Совместное участие родителей с детьми в акции «Лыжня России».
март Мастер – класс:
«Организация экологического воспитания ребенка как средство умственного развития ребенка».
Апрель Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе.
май Подготовка клумб к посадке лекарственных трав в экологической точке «Лекарственные травы» (экологическая тропа) Экологический субботник.
Посадка лекарственных трав совместно с детьми (мелиссы, душицы, зверобой)
План на 2017 -2018 учебный год
Содержание работы Время проведения Форма работы Практические выходы
Изучение научно – методической работы Сентябрь - декабрь «Занимательные опыты для детей дошкольного возраста»
Нижний Новгород
ООО «Издательство- Доброе слово».
Подбор литературы по экологии.
Работа с родителями.
Обмен опытом с педагогами. Обновление содержания «уголка экспериментирования»; составление конспектов, картотек игр, опытов;
составление перспективного плана работы с детьми.
подготовка консультации для родителей;
Семинар – практикум для педагогов на тему «Компетентность в сфере экологии».
Работа с детьми сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой, познавательной деятельности на прогулке. Опыты с песком и глиной.
октябрь Д/игры, игры – эстафеты. Развлечение «Осенний переполох» (Совместно родители).
ноябрь Д/игры, музыкальные игры, разучивание песен, частушек, стихов; чтение художественной литературы, осенний сбор урожая. Фольклорный праздник «Без капусты на земле пусто».
декабрь
январь Подбор загадок, сочинение загадок Экологическая игра «Загадки природы»
февраль Рассматривание иллюстраций «Украшение улиц города». Акция «Ярнбомбинг – красиво и эстетично».
апрель Этические беседы на темы вежливости:, разучивание песни Весенняя Неделя Добра
май Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой» Оформление выставки рисунков «Сохраним растения Красной книги»
Работа с родителями сентябрь Организационная беседа Посадка деревьев
октябрь Подготовка к развлечению. Развлечение «Осенний переполох» (Совместно родители с детьми).
ноябрь Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» Организация фото - выставки семейных фотографий «Природа и мы»
январь Беседа «Что такое Ярнбомбинг?»
февраль Акция «Ярнбомбинг – красиво и эстетично».
март Консультация для родителей на тему: «Организация экологического воспитания ребенка как средство умственного развития ребенка». Семинар-практикум «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»
апрель Организационная беседа Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов
май Совместный поход «По лесным тропинкам»