Екатерина Викторовна
Опыт работы воспитателя «Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность».
Публикация «Опыт работы воспитателя „Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. По – моему это не возможно. Воображение и фантазия в той или иной мере присутствуют в каждом человеке. Первым фантазером был тот, кто рассмотрел в обычной палке «палку – копалку» и двинул вперед всю цивилизацию.
Работая воспитателем, я сделала для себя вывод, что дети - великие фантазеры. Проводя одинаковое занятие в двух разных группах, я задала вопрос- «На чем можно путешествовать по морю?»
В одной группе дети назвали – корабль, лодка, подводная лодка, парусник.
Во второй группе дети тоже начали перечислять водный транспорт. Но один мальчик сказал, что путешествовать можно на спине дельфина после и остальные дети тоже начали предлагать нестандартные варианты. Это доказывает, что не у всех детей воображение и фантазия развиты с одинаковой силой.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, как современное общество требует от человека умение находить нестандартные решения. Именно фантазирование и воображение помогут ребенку быть творческим, активным, жизнерадостным.
В последнее время мы все чаще слышим о роли воображения в умственном развитии ребенка. Существует фраза: «Без воображения нет соображения». Многие ученные утверждают, что умение придумывать новые идеи на много важней чем запас энциклопедических знаний.
Фантазирование и воображение помогают превратить скучное длинное занятие в интересную занимательную игру. Фантазия помогает создать, что то новое, что еще ни кто не видел и чего не бывает.
Цель работы – создать педагогические условия для развития творческого фантазирования и воображения через познавательную деятельность.
Для достижения цели я выделила основные задачи:
1. Организация образовательной деятельности с учетом создания условий для развития фантазирования и воображения.
То есть стараться организовать занятия с детьми так, чтобы ребенок умел придумывать, фантазировать, сочинять, находить свои собственные способы решения поступающих задач.
2. Создание условий для развития фантазии и воображения детей в ходе предметно-игровой деятельности с использованием нестандартного дидактического материала.
Тут я постаралась ввести новые дидактические игры с нестандартным использованием знакомых предметов.
Развитие ребенка во многом зависит от окружающей его среды. Я постаралась в своей группе организовать развивающую среду так, чтобы во всех уголках и центрах ребенок мог свободно фантазировать.
Работая над выбранной мной темой, я разработала ряд занятий, в которых использовала минимум сообщений информации и постаралась создать простор для фантазирования и самостоятельного высказывания детей.
У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к происходящим событиям. Когда образовательная деятельность проводится в игровой форме, ребенку это интересно. Получая удовольствие, ребенок быстрее овладевает умением фантазировать, а потом воображать и рационально мыслить.
Результат моей работы в данной области я бы хотела продемонстрировать на открытом занятии. Я назвала его «Морское путешествие».
В настоящее время я продолжаю свою работу по второй основной задаче. Опыт моей работы показывает, что использование необычных материалов при работе с детьми вызывает у них незабываемые положительные эмоции. Исходя из этого, я разработала ряд дидактических игр, в которых использовала такой интересный материал, как декоративные камешки.
Почему я выбрала именно этот материал?
Да потому, что камням во все времена придавалось особое значение. Камни имеют какую-то необъяснимую энергетику, которая притягивает детей. Работая в данной области, я открыла для себя новый материал: Камешки «Марблс» (с англ. «мраморные»). Красота таких шариков завораживает, к ним хочется прикоснуться не только детям, но и взрослым.
Вот некоторые игры, которые, по моему мнению, очень хорошо развивают творческую фантазию и воображение.
Большим интересом у детей пользуется игра «Мозаика из камней».
Я предлагаю детям придумать и сложить из камешков картинку на тему «рыбки в аквариуме», «новый год», «колобок» и так далее. Дети старшего возраста выкладывают из камешков буквы.
Еще одна игра- это конструктор из камней «Составь рассказ»
Для игры нужны камни с изображением предметов, животных, птиц, людей и мешочек. Воспитатель начинает рассказ : Жили - были… предлагает ребенку достать камень с картинкой из мешочка, далее сюжет придумывается детьми в зависимости от изображения на следующем камне.
Так же из раскрашенных камней можно придумывать картины.
Берем маленькую игрушку и придумываем сюжет. Выкладывая вокруг игрушки деревья, солнце, дорожку, цветы и т. д. ребенок в процессе сочиняет рассказ и меняет декорации из камней.
Такие игры развивают фантазирование, воображение, речь, обучают детей рассказыванию.
Количество игр с камнями зависит от воображения и сообразительности воспитателя.
Занимаясь с ребенком, таким образом, мы развиваем способности к фантазированию, так же учим его видеть прекрасное там, где другие этого не видят.
Я могу сказать не только как воспитатель, но и как мама, которая воспитывает двух дочерей школьниц и знает на своем опыте, какие трудности могут возникнуть у детей не умеющих фантазировать и воображать.
Ребенку, имеющему неразвитое воображение, очень трудно решать математические задачи. Сложно уловить смысл прочтенного текста. Поэтому фантазию и воображение нужно развивать, начиная с самого раннего возраста.
Развитие фантазии и воображения формирует у дошкольников основные качества необходимые для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения.