Светлана Зеленина
Программа саморазвития Тема: «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи :
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах ведущих психологов и педагогов.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Публикация «Программа саморазвития Тема: „Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии у старших дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
3. Разработать систему работы по пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Разработать рекомендации для родителей по коррекции мелкой моторики у детей с задержкой в развитии.
Актуальность выбранной темы:
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы двигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие,координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка :
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика.
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Предполагаемый результат:
Сформированы у детей изобразительные навыки. Развит интерес к художественной деятельности.
Использует способы изображения-пластилинографией.
Ребёнок может анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
Развита мелкая моторика рук на 25%.
Ребёнок усидчив, аккуратен в выполнении творческих заданий.
Развит эстетический вкус.
Перспектива распространения.
Данная работа может быть апробирована в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а также при актуализации содержания может быть применена в общеразвивающих группах, так как позволяет выстроить ситуацию успеха каждого ребенка, раскрыть детскую инициативность и творчество.
Практический выход:
1. Консультации для педагогов ДОУ.
2. Родительское собрание. Консультации и мастер-классы для родителей воспитанников.
3. Семинар-практикум для педагогов.
Литература:
1. Борякова Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
2. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.
3. Давыдова Г. Н.» Пластилинография»-М. :Издательство Скрипторий 2003г., 2006г.
4. Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
5. Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. -М. АСТ. АСтрель 2006г.
План работы:
1 этап
Тема :» Теоретическое обоснование использования приёма пластилинографии в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.»
Задачи:
1. Анализ психолого -педагогической литературы по формированию мелкой моторики рук детей с ЗПР.
2. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей.
3. Характеристика особенностей развития мелкой моторики рук старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Пути реализации и формы работы:
1. Обоснование выбора диагностических средств для педагогической диагностики мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.
2. Оценка имеющихся условий для формирования мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.
3. Анкетирование с родителями по вопросу осведомленности их в использовании пластилинографии для развития моторики рук.
Способы оформления материала для использования в практической работе:
1. Составлен перспективный план работы «Пластилинография» по методике Г. И. Давыдовой. (Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста).
2. Создана социально – развивающая среда.
3. Составлен план работы с родителями.
2 этап:
Тема :» Система работы по развитию мелкой моторики у старший дошкольников с ЗПР средствами пластилинографии».
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий пластилинографией.
Пути реализации и формы работы:
1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в развитии мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.
Способы оформления материала для использования в практической работе:
1. Разработан комплекс упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
3 этап:
Тема :» Внедрение полученных результатов развитию мелкой моторики рук средствами пластилинографии в педагогическую практику ДОУ.
Задачи:
1. Проверить эффективность используемой системы работы.
2. Анализ, обобщение и распространение результатов опыта: выступление на педагогическом совете, проведение семинара-практикума с педагогами.
3. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
Пути реализации и формы работы:
1. Доклад на педсовете: «Основные направления работы по развитию мелкой моторки рук средствами пластилинографии».
2. Консультация-практикум «Путешествие в пластилинию».
3. Семинар-практикум "Пластилинография в детском саду»,
«Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».
3. Консультация для родителей:
«Пластилинография – это интересно!»
4. Мастер-классы с родителями воспитанников.
Способы оформления материала для использования в практической работе:
1. Подготовка творческого альбома «Волшебный пластилин».
2. Наглядно-иллюстративный материал (подготовка шаблонов для изготовления работ).
3. Организация выставок творческих работ в технике пластилинографии.