Оксана Пособчук
Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования
Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников, ориентированной на формирование познавательной активности дошкольника, на развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний. Одним из средств, для развития познавательной активности дошкольников является коллекционирование. В последние годы педагоги отмечают у детей низкий уровень познавательной активности, заинтересованности в изучении окружающего мира.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования» размещена в разделах
Педагогическая ценность коллекционирования состоит в необходимости увеличения запаса знаний, их систематизации, в поддержании познавательного интереса детей к окружающему, позволяет ребёнку поверить в свои силы, поднимает авторитет ребёнка среди сверстников, приучает детей доводить начатое дело до конца.
Главная задача воспитателей – развивать у дошкольников познавательное отношение к окружающему миру, закреплять у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, организовывать детско-взрослое сообщество по интересам.
Применительно к дошкольному возрасту, коллекционирование – это целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для развития ребёнка.
Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Интерес ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют ли взрослые пытливое отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Если родители и педагоги поддерживают интересы ребёнка, направляют познавательную деятельность ребёнка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребёнка чёткую познавательную направленность.
Все собранные коллекции делятся на группы : домашние, временные, длительные.
В процессе деятельности по развитию познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования, осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями.
Применение в практике работы дошкольного учреждения коллекционирования позволяет говорить о положительных результатах и достижении целевых ориентиров, заложенных в ФГОС, а именно:
- в процессе создания коллекций дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями;
- способны наблюдать и экспериментировать;
- сформированы представления детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
Можно сделать вывод о том, что коллекционирование как одно из средств развития познавательной активности является эффективным, доступным, интересным и результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.