Светлана Мулерова
Использование метода сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мулерова С. А. учитель- логопед
МБДОУ №201 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово
Использование метода сенсорной интеграции в работе учителя- логопеда ДОУ.
Сенсорная интеграция - название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума. Дети не верно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
Термин сенсорная интеграция впервые предложен американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963г. Теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое, в большинстве случаев, не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Термин сенсорная интеграция введен для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала, что «Прежде чем научиться читать и считать мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую получает от органов чувств».
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику. Ребенок нарабатывает сенсорный опыт и таким образом активизирует речь. Сенсорная интеграция (СИ) это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель внешний или внутренний.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют чаще всего мышечную или двигательную природу, поэтому первые 7 лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.
Визуально- ритмический круг (фото 1.) и визуально- ритмический ряд (фото 2.)- логопедические тренажеры, созданные специально для всех возрастных групп, представляют многофункциональный логопедический опыт. Изготовлены из высококачественной березовой фанеры с уникальной текстурой и природным рисунком, прошлифованными краями, обеспечивают безопасность ребенка. Способствуют развитию моторики, логики, межполушарного взаимодействия, пространственного восприятия. Визуально- ритмический ряд не только проверяет логические навыки ребенка, но и способствует развитию когнитивной сферы и запуску речи. При помощи игр на этой дорожке развиваются фонематический слух, артикуляционный аппарат и чувство ритма. Эти тренажеры идут в комплекте с разнообразным материалом, а также можно использовать мелкие предметы (пуговицы, шишки, орехи, камни, марблс и т. д.). Можно начинать работу с детьми с 2-3 лет с простых форм, контрастных цветов, постепенно усложняя задания.
фото 1. фото 2.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 учитель логопед МБДОУ Детский сад компенсирующего вида г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449183.jpg)
Повторение звуков.
С ребенком выкладывается ритмический ряд 1:1, 1:2:2, 2:2:1 и т. д.
Проговариваем ребенку, что красный кружок это А, синий это У. Повторим «АУ…АУ»
Моторная программа
(Кистевой и пальцевой праксис). Проговариваем с ребенком условные обозначения. Например: красный прямоугольник- кулак, синий круг- ребро. Фото 3.
Варианты: кулак, палец, ладошка, ребро, зайка, коза, один палец, два пальца, три пальца и т. д.
фото 3. фото 4.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Кемерово Использование метода сенсорной интеграции в работе учителя логопеда ДОУ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449193.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Сенсорная интеграция название метода суть которого в том чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449204.jpg)
Автоматизация звуков и слогов
Предлагаем ребенку выложить ряд: синий-красный-синий–красный. Пример: показываем на красный круг это слог «ВА», на синий- слог «НЯ». Повторяем «ВА-НЯ», «КА-ША». По аналогии: П-Б «Бочка-почка…», Ш-Ж «Шишка-жаба.». Фото 4.
«Хлопай-Топай» (развитие ритма).
Проговариваются с ребенком условные обозначения красный кружок-хлопок в ладоши, синий кружок –топаем ногой, желтый квадрат- хлопок в ладоши. (Повысить сложность упражнения можно, изменив последовательность и количество элементов в каждом окошке)
Работа над слоговой структурой слова. (С использованием музыкальных инструментов.)
Визуально-ритмический круг. Что можно делать?
Развитие ритма. Выложить в окошке ритмическую схему и предложить ребенку отхлопать или отстучать столько раз, сколько элементов находится в окошке круга. Фото 5. Фото 6.
Развитие сенсорной сферы Д/И «Найди пару». Фото 6. И плюс автоматизация звука. Ребенку предлагается найти пару картинок, основанную на ассоциативных рядах, например крыло-птица, море- ракушка, карман- куртка, отметить их одинаковыми фишками, составить и четко проговорить предложение. (У орла большое крыло. В море найду ракушку)
Д/И «Звуковая дорожка»
Оборудование: 8 цветных маленьких обручей, массажные «ладошки» и «ножки» с шипами (8 штук, небольшие игрушки по числу обручей (8). Пластиковые контейнеры, набор деревянных фигур для автоматизации звуков Ш, С. Мешочек/коробочка.
Ход игры: на полу - дорожка из обручей. Пластмассовые «ладошки» и «ножки» расположены слева и справа от дорожки по одному. У одного обруча «ладошка», у следующего «ножка», затем «ладошка» и так далее. Ребенок прыгает двумя ногами в обруч, останавливается, произносит автоматизируемый звук, например, С, наступает ногой на «ножку» и произносит слог с этим звуком (например, СА, прыгает дальше, останавливается, произносит звук, приседает и прижимает свою ладонь к «ладошке» называет другой слог с автоматизируемым звуком (например СО). Упражняемся в переключение (СЫ-СУ и т. д.). Фото 7,8.
2 вариант. (Автоматизация звука в словах.)
Ход игры: Ребенок прыгает двумя ногами в обруч, останавливается, произносит автоматизируемый звук, например, С, наступает ногой на «ножку» и произносит слово с этим звуком, прыгает дальше, останавливается, произносит звук, приседает и прижимает свою ладонь к «ладошке» называет другое слово с автоматизируемым звуком.
Фото 7. Фото 8.
3 вариант. (Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях, расширение словаря прилагательных, глаголов.)
Ход игры: ребенок прыгает двумя ногами в обруч, останавливается, называет слово с автоматизируемым звуком, например, СОВА, наступает ногой на «ножку» и произносит словосочетания с этим словом (Сова какая? Сова большая, сова злая, смешная, добрая, пестрая, ловкая, бесшумная, пушистая, хищная, красивая - сначала прилагательные). Затем прыгает дальше, останавливается, произносит слово (Сова, приседает и прижимает свою ладонь к «ладошке» называет другое словосочетание/предложение (Сова что делает? Сова летает, сова смотрит, сидит, моргает, кричит, охотится, ловит, живет в лесу).(Подойдут слова: кошка, жук, собака, корова и т. д.)
4 вариант. (Дифференциация звуков).
Ход игры: ребенок прыгает двумя ногами в обруч, останавливается, произносит автоматизируемый звук, например, С, наступает ногой на «ножку» и произносит слово с этим звуком, прыгает дальше, останавливается, произносит оппозиционный звук (например Л, приседает, прижимает свою ладонь к «ладошке» называет слово с этим звуком (Р).(дифференциация звуков Л-Р, Ш-Ж, Ч-ТЬ и т. д.). Таким образом, на «ладошку» произносим звук Л, на «ножку» Р- чередуем звуки.
5 вариант. (Автоматизация звука Л, активизация глагольной лексики.)
Ход игры: ребенок прыгает двумя ногами в обруч, рядом с обручем стоит игрушка. Останавливается, берет игрушку в руки, называет её (КОТ) наступает ногой на «ножку» и придумывает предложение про кота (Что делал кот? -Кот лежал., прыгает дальше, останавливается, приседает и прижимает свою ладонь к «ладошке» придумывает следующее предложение про кота. (Кот – лежал, лакал, ел, пил, играл, сидел, ловил, спал, мяукал, шипел, догонял, прыгал)
6 вариант. «Кто больше?» (Автоматизация звука в предложениях.)
Ход игры: на полу 2 дорожки по 4 обруча, с
«ножками» и «ладошками». (Могут участвовать 2 детей, рассказывая чистоговорки по очереди). Ребенок прыгает двумя ногами в обруч, наступает ногой на «ножку», вспоминает и рассказывает чистоговорку с автоматизируемым звуком, например Р., прыгает дальше, останавливается, приседает, прижимает свою ладонь к «ладошке», встает и рассказывает следующую чистоговорку.
Д/И «Копилка».(Автоматизация звука в словах.)
Ход игры: на полу- дорожка из обручей, справа и слева от каждого обруча находится контейнер с деревянной фигуркой для автоматизации звука (Ш).Ребенок прыгает двумя ногами в обруч, останавливается, берет из контейнера деревянную фигурку, называет, что изображено, четко произнося автоматизируемый звук, затем кладет фигурку в мешочек/коробочку и продолжает движение.
Д/И «Экскаватор»
Ход игры: на полу дорожка из массажных резиновых ковриков. Справа от дорожки на полу 3 перевернутых бумажных стакана. Первый помечен красным прямоугольником. Слева от дорожки 1 перевернутый стакан с пластмассовым шариком на нем, рядом контейнер с деревянной фигуркой. (картинкой). Ребенок берет фигурку, определяет положение звука (в начале, середине, конце слова) берет снежколеп, захватывает им шарик со стакана и помещает шарик слева на один из стаканов соответствующем положению звука в слове. Затем переходит к следующей фигурке.
Таким образом, использование разнообразных игр, упражнений и тренажеров в сочетании с методом сенсорной интеграции, помогают нашим детям успешно восполнить дефицит сенсорного опыта, что приводит к устранению проблем поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Того самого опыта который не дает им среда современного социума](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449216.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Термин сенсорная интеграция впервые предложен американским психологом эрготерапевтом Джин Айрес в г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449225.jpg)
Литература
1. Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. изд. Теревинф, -2020. 272с.
2. Банди Анита, Лейн Шелли, Мюррей Элизабет. Сенсорная интеграция теория и практика. изд. Теревинф, -2024. 768с.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Термин сенсорная интеграция введен для описания того как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-471909-1739449234.jpg)