Елена Дёмина
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ"
"Детская природа требует наглядности".
К. Д. Ушинский
Математическое развитие имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки ребенка к школе в формирующемся информационном обществе.
Публикация «Выступление на педсовете „Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у дошкольников потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
Естественное стремление дошкольников к познанию;
Положительное отношение к познавательной деятельности;
Активная познавательная деятельность, направленная на
осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
Проявление воли в процессе овладения знаниями.
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.
Применение компьютерной техники на занятиях позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала воспитанникам.
Итак, перед нами две стороны медали: с одной – информационные технологии как средство активизации познавательной
деятельности на занятиях математики, с другой – предмет математики, обладающий широким спектром возможностей для активизации интереса к другим образовательным областям.
Для активизации познавательной деятельности воспитанников на ОД по математическому развитию считаю целесообразным представлять новый материал в мультимедийном и интерактивном виде. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в разделе «Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» включает и требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в д/у в частности, обеспечение интерактивными дидактическими материалами, цифровыми образо-вательными ресурсами.
Такой материал в нашем ДОУ представлен в виде:
-презентаций
(с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить детям возможность самостоятельно изучать, что более значимо); Мною разработаны презентации к занятиям по математическому развитию, которые содержат мотив и задания,которые расширяют и систематизируют знания детей по разделу ФЭМП.
[h4]Название презентаций : «Современный КОЛОБОК», «Теремок», «Сложение и вычитание», «Знаки сравнения»,» Цифра и число» ,» Решаем задачи», «Белоснежка и семь гномов», «Путешествие в страну математики», «Волк и семеро козлят», «Козленок, который учиться считать» и др,[/h4
]- тестовых приложений
(Программа «Классный менеджер» для тестирования знаний дошкольников и закрепление пройденного материала);Это приложение позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные.
-интерактивных программ
Серия интерактивных развивающих пособий «Готовимся к школе» включает Следующие пособия : «Цифры и счет», «Свойства и расположение предметов», "Представления об окружающем мире", «Смотри и говори», «Развивающие игры». Они направленны на формирование математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, расширение кругозора и словарного запаса. Особая привлекательность этих заданий заключается в том, что задания можно выполнять многократно, стирать неверные ответы, исправлять ошибки, добиваться положительного результата независимо от уровня развития детей.
ОД организована таким образом, что дети сами работают у доски выполняя задания (составляют числа, сравнивают числа, решают геометрические задачи), а не пассивно слушают воспитателя. Детям нравиться работать с приложениями у панели, обижаются,если им не предоставляется такая возможность.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – хотя бы один раз сделать. Поэтому на занятиях математики должна иметь приоритет именно практическая направленность деятельности воспитанников, через которую и происходит познание.
Для ребенка главное – попробовать самому. Тем более, математика такой предмет, что именно практическая деятельность детей обеспечит познание изучаемого материала.
Такая возможность у детей есть, когда они работают на планшетах с клавиатурой и выполняя индивидуальные задания от игровых персонажей по теме занятия
Графические демонстрационные программы: Учебный плакат, Интерактивная модель, Заполнение таблиц, Конструктор, используются в качестве материала для проектной деятельности
Идеальным средством для решения этой задачи становится игра. Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и математических навыков наиболее успешным. Использование развивающей игры позволяет сохранять и синтезировать элементы познавательного, познавательного и игрового общения. Интерактивные игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, они видоизменяются по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет сделать их наиболее привлекательными. Для каждого учебного занятия продумывается игровая мотивация с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости.
При этом я учитываю следующие условия: 1. Ребёнок должен быть вовлечён в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решать задачи проблемного характера;
2. Интеллектуальная и практическая деятельность должна быть разнообразной;
3. Меняю форму вопросов, заданий, стимулирую поисковую деятельность детей,
4. Содержание занятия должно быть трудным, но посильным;
5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интереснее для него;
6. Учитываю индивидуальные, возрастные, медицинские, психические особенности воспитанников;
Уместно сказать о том, что математика в интеграции с другими областями создаёт благодатную почву для активизации познавательной деятельности.
Такие формы работы, как КВН "Веселая математика", праздники "Математический теремок", "В городе чисел", соревнования,конкурсы чтецов, познавательные досуги, показывают, у что детей повысился познавательный интерес к ОД, стало проще привлечь и удержать внимание, дети лучше взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями. В своей практике мы используем разнообразные формы работы с родителями, это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, а также открытые занятия с участием родителей.
В заключение можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Интерактивные игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, целеустремленности.