Получи документы

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности

Татьяна Криворотенко
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Расскажи и я забуду.

Покажи и я запомню.

Дай попробовать и я пойму.

(Китайская пословица)

Особенности детского экспериментирования.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещ один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он дат детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идт обогащение памяти ребнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных примов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира :

Публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности» размещена в разделах

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребнка ставить опыты, как поступили бы с учениками в школе. Во время любого эксперимента у ребнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведнное по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал. Его можно прекратить. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.

2. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия. Например, при изучении свойств магнита я запланировала выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Дети положили скрепки в ящик и стали передвигать с помощью магнита, помещнного под дно ящика. Я поддерживаю инициативу: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом» (используя деталь из строительного набора). Если мы радуемся открытиям своих питомцев, одобряем их попытки мыслить самостоятельно, в группе создатся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

3. Дети не могут работать не разговаривая. Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого творческого человека. Лишение детей возможности обращаться друг с другом не только затрудняет условие материала, но и наносит ущерб личности в целом. Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в д/с нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

4. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволить интересующимся детям экспериментировать чаще. В тоже время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься чем-то другим. Единственное, чего нельзя делать – это позволять им ничего не делать.

5. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим не следует. Это является дополнительной нагрузкой для ребнка, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры.

6. Следующим важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребнка на ошибку. Учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический прим не только сделает знания более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога. Целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки.

7. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Воспитатели вс время приходится решать задачу: как сделать, чтобы детям, у которых не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно.

8. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности.

9. Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребнка в целостный педагогический процесс. В д/с эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например: гуляем на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что земля тврдая, а рядом (на обочине) рыхлая.

Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через не пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошл незаметно. В д/с не должно быть чткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением.

Связь экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая, чтение художественной литературы.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. Опыты с растениями.

2. Опыты с животными.

3. Опыты с объектами не живой природы.

4. Опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов :

•в групповой комнате;

•на участке;

•в лесу, в поле, в огороде и т. д.

По количеству детей :

•индивидуальные;

•подгрупповые;

•коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

-Случайные;

-Запланированные;

-Поставленные в ответ на вопрос.

По характеру включения в педагогический процесс:

-Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

-Систематические.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

-Однократные;

-Многократные;

-Циклические.

По месту в цикле:

-Первичные;

-Повторные;

-Заключительные (итоговые).

По характеру мыслительных операций:

-Констатирующие;

-Сравнительные;

-Обучающие.

Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов. Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание свойств магнита. Отказаться же от формулировки выводов, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности. Лучше всего чтобы дети в непринужднной форме поделились с воспитателем радостью открытия.

Вот пример нетрадиционного подведения итогов эксперимента. Дети выращивали на окне лук, когда пришла пора его, срезали, сделали салат и сели обедать. Воспитатель говорит: «Спасибо тем, кто приготовил нам такой вкусный салат. Ребята, а кому же спасибо?» В этот момент в мозгу детей вихрем проносятся образы-воспоминания, как они принесли из дома лук, попросили помощника сделать ящик, воспитатели приготовили землю, каждый посадил лукавицу, поливали лук, готовили салат. Кому же спасибо? Нам! Громко скажем спасибо! Это пример широкого обобщения.

Таким образом, все «словесные» этапы экспериментирования – обоснование цели, отчт об увиденном, формирование выводов – представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Он помнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существовании не подозревают. Они просто что-то делают, о чм-то рассказывают друг другу и взрослому в непринужднной обстановке, во что-то играют. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывать методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

Таким образом, возможности экспериментальной деятельности многообразны :

•формируется положительной отношение к окружающей действительности (живой и неживой природе);

•экспериментальная деятельность вводит ребенка в мир интересного, доставляя наслаждение самому открывать мир;

развиваются психические процессы, которые необходимы при обучении в школе: память, мышление, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, умозаключения;

развивается речь дошкольника; Само участие ребенка в проведении экспериментов – тайна, которую еще нужно отгадать с помощью опытов.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Климовой Ольги Павловны.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы Сoвременные дети живут и развиваются в эпoху инфoрматизации. Услoвия жизни быстрo меняются и oт челoвека требуют не тoлькo владения знаниями,.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности
Опубликовано: 11 января 2017 в 14:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Криворотенко (УИ 1001772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД