Татьяна Талалаева
Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности (ФГОС п. 1.4.7.)
Методом проектов заинтересовалась, когда на базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования». Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода из одной части программы к другой. А здесь столкнулись с ситуацией без четко заданных норм. Необходимо было исследовать как можно больше возможностей заложенных в ситуации. Этому и способствует проектная деятельность.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Условиями формирования личного вклада явились:
- научно-исследовательские - изучение научно-педагогической литературы, передового опыта педагогов.
- методические: в том числе организация развивающей предметно-пространственной среды, постановка цели, выбор методов, работа с родителями.
- организационно педагогические, которые включают участие в работе областной экспериментальной площадки, обобщении и распространении опыта.
Актуальность
Большинство педагогов дошкольных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск способов решения проблемы. Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов в совместную творческую группу. Детям даются знания не в готовом виде, им предоставляется возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых дети могут стать авторами своих работ, проектов.
Определившись с темой, поставила перед собой цель: «Повышение уровня познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности». Для достижения цели определила следующие задачи:
- Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
- Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.
- Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников средствами проектной деятельности.
Итак, ведущая педагогическая идея заключается в том, что проектная деятельность используется для развития познавательной активности дошкольников. Участвуя в работе вместе с взрослыми дети, проектируют, проявляя изобретательность и оригинальность. Ребенок преобразует и использует полученные знания в жизненных ситуациях, проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, дети сами определяют и реализуют познавательные задачи.
Работа состояла из трех этапов.
Аналитико-диагностический включает в себя:
- сбор информации по проблеме;
- изучение и анализ литературы;
- проведение диагностики познавательной активности детей.
По её результатам пришла к выводу, что дети недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, затрудняются задавать вопросы и отвечать на них, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства предпосылки поисковой деятельности развиты слабо. Использовала методику Т. А. Серебряковой «Оценка вопросительных проявлений у детей». Г. Н. Сидорук «Критерии сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
Анкетирование родителей показало, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах.
Создание РППС
были созданы:
- мини лаборатория, которая пополняется материалами для экспериментирования и опытов.
- мини огород на окне, где дети выращивают рассаду, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений.
- «библиотечка умных книг» - познавательная литература;
- видеотека – содержит фильмы об окружающем мире;
- дидактические игры, разнообразные макеты.
2 этап – практический
- методическая работа, разработка и реализация различных проектов, в зависимости от возраста детей:
Младший возраст – «Быть здоровыми хотим»;
Этап подражательско-исполнительный
В младшем возрасте дети участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. Мы пробуждаем интерес к проектной деятельности, на этом основан проект «Быть здоровыми хотим».
Средний возраст – «Зимующие птицы», «Светлая Пасха»;
Возраст 4-5 лет у детей развиты самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняя цель. Они не только готовы участвовать в проектах, но и самостоятельно находят проблемы. Здесь провела проекты «Зимующие птицы», «Светлая Пасха».
Старший возраст – «Чудо город - огород», «Великая Победа»,
Старший возраст 5-6 лет: очень важно развивать и поддерживать познавательную активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания своей деятельности, выбора способов работы над проектом. В этом возрасте провела проекты «Чудо город - огород», «Великая Победа».
3 этап – обобщающий – включал в себя итоговую диагностику сформированности познавательной активности дошкольников. Создание методических рекомендаций для внедрения данного опыта в практику ДОУ.
На этих этапах использовала различные формы работы:
- игры – путешествия;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения, опыты
- коллекционирование;
- совместное творчество детей и родителей;
- презентации
При организации проектной деятельности использовала метод интеграции:
Проект «Зимующие птицы»
- познание – знакомство с зимующими птицами;
- художественно – эстетическое развитие – знакомство с образом птиц, рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин;
- речевое развитие – чтение произведений Сладкова, Бианки, стихи, спектакль;
- труд – изготовление из бросового материала кормушек.
Для развития познавательной активности использовала следующие методы и приемы:
• наглядный;
• словесный;
• практический;
• проблемно-поисковый;
• исследовательский;
• сюрпризный момент;
• элемент загадочности;
• создание воображаемой ситуации;
• использование музыки.
Для развития познавательной активности воспитатель в сотрудничестве с родителями может:
- реализовывать детские проекты по значимой для детей теме;
- использовать методы, обеспечивающие у дошкольников необходимость в новых знаниях, рассматривание детских энциклопедий и книг, использовать прием «Чего не хватает?», отсутствие достопримечательности на карте;
«Я не знаю», поиск информации по книгам, фотографиям;
«Я сегодня узнал» - обмен информацией.
- коллекционировать разнообразные объекты;
- создавать мини-музеи определённой направленности;
- создавать ситуации «повышенной сложности»
При работе с родителями использовала различные формы. Это и круглые столы, и дискуссии, деловые игры, наглядная пропаганда, анкетирование.
Новизна
Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание. Приобщение к национальным ценностям происходит в процессе ознакомления с русскими традициями. Как показал опыт для этого необходима особая предметно-пространственная среда, которая бы удовлетворяла интересы ребенка, дала ему возможность чувствовать себя «владельцем пространства. Возникла идея создания мини-музея «Русская изба». Огромную помощь в этом оказали родители: они приносили домашнюю утварь, отреставрировали кроватку-качалку и прялку, подарили вязаные крючком подзоры, салфетки, шторы, сшили для детей сарафаны и косоворотки, обшили кукол и многое другое.
Наш мини-музей стал своеобразным центром народной культуры, он используется для ознакомления детей с укладом русской деревни, в изо-деятельности : орнаменты, узоры, лепка игрушек. Проходят развлечения «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар-самоварище», «Осенины», «Масленица».
Результативность
Используя проектирование, пришла к выводу: проектная деятельность оказывает положительное влияние на познавательную активность дошкольников. Прежде всего, в ходе моей работы:
- расширились знания детей об окружающем мире;
- произошло развитие общих способностей детей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
- положительное влияние и на содержание игровой деятельности. Игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу.
- речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, они не боятся задавать и отвечать на вопросы.
- дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали новые идеи, открывали новое в уже знакомом. Укрепились детско-родительские отношения
- родителям полнее открылась жизнь ребенка в детском саду.
Проектная деятельность заняла прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.
Транслируемость
Использование современных технологий
- свой блог на сайте маам. ru;
- публикация своих работ в соц. Сетях;
- участие в форумах в области образования;
- публикации статей в районных и областных газетах;
- мультимедийные презентации
Обмен и передача опыта
- выступления на РМО
-открытые просмотры ОД
- заседания «Круглого стола»
- мастер-классы
- выступления на педсоветах
- конкурсы и викторины
Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.