Папки-передвижки

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности

Татьяна Талалаева
Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности (ФГОС п. 1.4.7.)

Методом проектов заинтересовалась, когда на базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования». Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода из одной части программы к другой. А здесь столкнулись с ситуацией без четко заданных норм. Необходимо было исследовать как можно больше возможностей заложенных в ситуации. Этому и способствует проектная деятельность.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Условиями формирования личного вклада явились:

- научно-исследовательские - изучение научно-педагогической литературы, передового опыта педагогов.

- методические: в том числе организация развивающей предметно-пространственной среды, постановка цели, выбор методов, работа с родителями.

- организационно педагогические, которые включают участие в работе областной экспериментальной площадки, обобщении и распространении опыта.

Актуальность

Большинство педагогов дошкольных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск способов решения проблемы. Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов в совместную творческую группу. Детям даются знания не в готовом виде, им предоставляется возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых дети могут стать авторами своих работ, проектов.

Определившись с темой, поставила перед собой цель: «Повышение уровня познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности». Для достижения цели определила следующие задачи:

- Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.

- Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.

- Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников средствами проектной деятельности.

Итак, ведущая педагогическая идея заключается в том, что проектная деятельность используется для развития познавательной активности дошкольников. Участвуя в работе вместе с взрослыми дети, проектируют, проявляя изобретательность и оригинальность. Ребенок преобразует и использует полученные знания в жизненных ситуациях, проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, дети сами определяют и реализуют познавательные задачи.

Работа состояла из трех этапов.

Аналитико-диагностический включает в себя:

- сбор информации по проблеме;

- изучение и анализ литературы;

- проведение диагностики познавательной активности детей.

По её результатам пришла к выводу, что дети недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, затрудняются задавать вопросы и отвечать на них, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства предпосылки поисковой деятельности развиты слабо. Использовала методику Т. А. Серебряковой «Оценка вопросительных проявлений у детей». Г. Н. Сидорук «Критерии сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Анкетирование родителей показало, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах.

Создание РППС

были созданы:

- мини лаборатория, которая пополняется материалами для экспериментирования и опытов.

- мини огород на окне, где дети выращивают рассаду, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений.

- «библиотечка умных книг» - познавательная литература;

- видеотека – содержит фильмы об окружающем мире;

- дидактические игры, разнообразные макеты.

2 этап – практический

- методическая работа, разработка и реализация различных проектов, в зависимости от возраста детей:

Младший возраст – «Быть здоровыми хотим»;

Этап подражательско-исполнительный

В младшем возрасте дети участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. Мы пробуждаем интерес к проектной деятельности, на этом основан проект «Быть здоровыми хотим».

Средний возраст – «Зимующие птицы», «Светлая Пасха»;

Возраст 4-5 лет у детей развиты самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняя цель. Они не только готовы участвовать в проектах, но и самостоятельно находят проблемы. Здесь провела проекты «Зимующие птицы», «Светлая Пасха».

Старший возраст – «Чудо город - огород», «Великая Победа»,

Старший возраст 5-6 лет: очень важно развивать и поддерживать познавательную активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания своей деятельности, выбора способов работы над проектом. В этом возрасте провела проекты «Чудо город - огород», «Великая Победа».

3 этап – обобщающий – включал в себя итоговую диагностику сформированности познавательной активности дошкольников. Создание методических рекомендаций для внедрения данного опыта в практику ДОУ.

На этих этапах использовала различные формы работы:

- игры – путешествия;

- наблюдения;

- целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения, опыты

- коллекционирование;

- совместное творчество детей и родителей;

- презентации

При организации проектной деятельности использовала метод интеграции:

Проект «Зимующие птицы»

- познание – знакомство с зимующими птицами;

- художественно – эстетическое развитие – знакомство с образом птиц, рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин;

- речевое развитие – чтение произведений Сладкова, Бианки, стихи, спектакль;

- труд – изготовление из бросового материала кормушек.

Для развития познавательной активности использовала следующие методы и приемы:

• наглядный;

• словесный;

практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

Для развития познавательной активности воспитатель в сотрудничестве с родителями может:

- реализовывать детские проекты по значимой для детей теме;

- использовать методы, обеспечивающие у дошкольников необходимость в новых знаниях, рассматривание детских энциклопедий и книг, использовать прием «Чего не хватает?», отсутствие достопримечательности на карте;

«Я не знаю», поиск информации по книгам, фотографиям;

«Я сегодня узнал» - обмен информацией.

- коллекционировать разнообразные объекты;

- создавать мини-музеи определённой направленности;

- создавать ситуации «повышенной сложности»

При работе с родителями использовала различные формы. Это и круглые столы, и дискуссии, деловые игры, наглядная пропаганда, анкетирование.

Новизна

Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание. Приобщение к национальным ценностям происходит в процессе ознакомления с русскими традициями. Как показал опыт для этого необходима особая предметно-пространственная среда, которая бы удовлетворяла интересы ребенка, дала ему возможность чувствовать себя «владельцем пространства. Возникла идея создания мини-музея «Русская изба». Огромную помощь в этом оказали родители: они приносили домашнюю утварь, отреставрировали кроватку-качалку и прялку, подарили вязаные крючком подзоры, салфетки, шторы, сшили для детей сарафаны и косоворотки, обшили кукол и многое другое.

Наш мини-музей стал своеобразным центром народной культуры, он используется для ознакомления детей с укладом русской деревни, в изо-деятельности : орнаменты, узоры, лепка игрушек. Проходят развлечения «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар-самоварище», «Осенины», «Масленица».

Результативность

Используя проектирование, пришла к выводу: проектная деятельность оказывает положительное влияние на познавательную активность дошкольников. Прежде всего, в ходе моей работы:

- расширились знания детей об окружающем мире;

- произошло развитие общих способностей детей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

- положительное влияние и на содержание игровой деятельности. Игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу.

- речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, они не боятся задавать и отвечать на вопросы.

- дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали новые идеи, открывали новое в уже знакомом. Укрепились детско-родительские отношения

- родителям полнее открылась жизнь ребенка в детском саду.

Проектная деятельность заняла прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Транслируемость

Использование современных технологий

- свой блог на сайте маам. ru;

- публикация своих работ в соц. Сетях;

- участие в форумах в области образования;

- публикации статей в районных и областных газетах;

- мультимедийные презентации

Обмен и передача опыта

- выступления на РМО

-открытые просмотры ОД

- заседания «Круглого стола»

- мастер-классы

- выступления на педсоветах

- конкурсы и викторины

Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности Актуальность темы: В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического.

Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие.

Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром «Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром» На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение.

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности Метод проектов в дошкольном учреждении. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство» Концепция воспитателя «Развитие.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Конспект по развитию познавательной активности и инициативности в процессе организации проектной деятельности с детьми Задачи: Формировать навыки складывания квадратиков, используя пооперационную карту, подбирая соответствующий цвет. Продолжать формировать.

НОД «Секреты волшебницы зимы». Развитие творческой и познавательной активности дошкольников Тема НОД: Секреты волшебницы зимы. Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Задачи: 1. Активизировать у детей проявления.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования с объектами неживой природы Структура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 23:04
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Талалаева (УИ 198578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД