МААМ-картинки

Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий»

Ирина Петрова
Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Курагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида

Долгосрочный педагогический проект : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий»

Автор-разработчик: воспитатель, Петрова И. В.

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

2. Проектная часть

3. Заключение

Список используемой литературы

Введение

Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий“» размещена в разделах

«Пусть гением будет ребенок лишенный

всяческих стереотипов в своем познании мира».

Выготский Л. С.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая : каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы.

Работая в детском саду, мною было выявлено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему развития познавательной активности дошкольников, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

На основе данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: я предполагаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии.

Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через самостоятельную деятельность и совместную с педагогом посредством ТРИЗ.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов,

- вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;

- учить самостоятельно, добывать информация через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;

- поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;

- развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся;

- развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости);

- воспитывать у детей интерес к процессу познания;

- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Поставленную цель и задачи решала комплексно: в познавательной, в художественной, продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально).

Актуальность темы.

Одной из актуальных проблем на данный момент, изучаемых педагогами и психологами, является развитие познавательной активности дошкольников.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности получило освещено в трудах Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Л. М Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской.

Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т. М. Землянухиной, Д. Б. Годовиковой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Т. А. Павловец, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Проблема развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Развитие познавательной активности посредством ТРИЗ технологий»

Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач.

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.

Вид: долгосрочный.

Время действия: сентябрь 2011 – май 2013 учебного года.

Участники: воспитатель Петрова И. В., воспитанники.

1. Теоретическая часть.

1.1. Что такое ТРИЗ?

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. Это ТРИЗ технология, которая поможет своими нестандартными приёмами сделать «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья, поможет нам найти ответ на вопрос, как воспитывать детей.

Что такое ТРИЗ – его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. ТРИЗ заинтересовал миллионы людей, он лёг в основу нового предмета по технологии творчества, он лёг в основу медицинской терапии. ТРИЗ изучают в институтах, техникумах. Он усиленно изучается во всех промышленно развитых странах. Основателем ТРИЗ является Г. С. Альтшуллер, который и поныне здравствует в Баку. В г. Ангарске его разработкой и творческим внедрением занимаются Иванов Г. И. – научный руководитель Ангарского Центра методологии научно-технического творчества и Кобец С. М. директор Центра методологии НТТ.

Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не отдельности вундеркинда.

Чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

Девиз ТРИЗ : «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни.

1.2. Понятие познавательной активности.

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Л. М Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Мы, педагоги, определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются :

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования, постановка опытов, решение проблемных ситуаций и противоречий, мозговой штурм.

Считаю, что данными ресурсами обладает технология ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, автор - Г. А. Альтшуллер, чем обусловлена целесообразность ее использования.

Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет активировать все основные направления развития ребенка : волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.

За основу своего педагогического проекта я взяла результаты эксперимента Белорусской Ассоциацией ТРИЗ и Лаборатории образовательных технологий А. А. Гина, проводимого на протяжении четырех лет в ряде детских садов города Гомеля. Кроме того, я использовала методику ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность», методическое пособие А. В. Корзун «Веселая дидактика», а так же труды ведущих специалистов в области ТРИЗ-педагогики С. И. Гин, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковской, Н. Н. Хоменко.

2. Проектная часть.

Реализовывать проект планируется в три этапа.

Этапы Сроки

1 этап

Организационный

Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологии, выбор подходов, методов работы к реализации проекта.

сентябрь 2011 года – декабрь 2011 года

2 этап

Практический Внедрение ТРИЗ в образовательный процесс:

- игровые упражнения, игры-говоломки, сочинение загадок и сказок;

- игры с элементами ТРИЗ;

- НОД с ТРИЗ технологиями;

- обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;

- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.

январь 2012 года – май 2013 года

3 этап

Заключительный

- промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ;

- отчетная реализация проекта (презентация). сентябрь 2012 года, май 2013 года

Для удобства реализации проекта, планирование работы, анализа, весь материал был разделен на «блоки».

Тема 1 блока Игры с элементами ТРИЗ

Задачи Познакомить детей с играми и упражнениями с элементами ТРИЗ технологий;

Учить видеть в объектах положительные и отрицательные качества, свойства;

Вызвать у детей интерес, побудить мотив к творческой деятельности;

Совместная деятельность Упражнения, игры с элементами ТРИЗ технологий 2 раза в неделю во 2 половину дня.

Самостоятельная деятельность детей Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация,

Конструктивная деятельность.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные.

Тема 2 блока (сентябрь – октябрь 2012 года) Противоречия

Задачи - познакомить детей с понятием «противоречие»;

- учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений;

- формировать представления детей о противо-речиях, умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• Противоречия в предметах;

• Противоречия в ситуациях;

• Противоречия в размерах;

• Противоречия в количестве;

• Противоположные признаки;

• Обобщение

Игры с элементами ТРИЗ, во 2 половину дня 2 раза в неделю: «Хорошо - плохо», «Наоборот», «Черное - белое».

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : изо уголок, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 3 блока (ноябрь 2012 года) Подсистемы

Задачи - систематизировать знания о строении человека;

- обучить функциональному подходу восприятия подсистем;

- систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;

- познакомить с приемами сочинения загадок;

- развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;

- развивать воображение.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• Подсистемы человека

• Подсистемы предметов

• Обобщение

Игры с элементами ТРИЗ, упражнения во 2 половину дня 2 раза в неделю: «Хорошо-плохо», «Цепочка слов».

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : изо уголок, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 4 блока (декабрь 2012г. -январь 2013г.) Метод «маленьких человечков»

Задачи - учить проводить научно – исследовательскую работу, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы;

- развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать;

- формировать умение моделировать физические процессы.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• Метод маленьких человечков;

• Твердые и жидкие человечки

• Обобщение

Игры с элементами ТРИЗ, во 2 половину дня 2 раза в неделю: «Кубики», составление моделей.

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : изо уголок, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 5 блока (февраль 2013 года). Надсистемы и подсистемы

Задачи - систематизировать представления о назначении объектов, составных частей;

- развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи;

- познакомить детей с моделью анализа объекта «системный лифт»;

- обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

- формировать представления о над- и подсистемах объектов.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• функции подсистем;

• системный лифт;

• надсистемы и подсистемы объекта;

• обобщение

Игры и упражнения с элементами ТРИЗ, во 2 половину дня 2 раза в неделю: «Составь цепочку подсистем для системы», «Какое слово лишнее, почему?», «Найди лишние слово в строчке», подбери слова входящие в систему».

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : уголок природы, изо, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 6 блока (март 2013 года). Фантазирование

Задачи - Обобщить представление детей о прошлом различных объектов;

- Развивать умение инсценирования;

- Систематизировать представление о единицах измерении времени;

- Обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

-Развивать воображение, умение фантазировать.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• Прошлое

• Будущее человека;

• Будущее предметов

Во 2 половину дня 2 раза в неделю: анализ сказок, решение сказочных задач.

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : уголок природы, изо, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 7 блока (апрель 2013 года). Системный оператор

Задачи - обобщить представления детей о прошлом различных объектов;

- систематизировать представления о единицах измерения времени;

- формировать умение прогнозировать;

- обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

- познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»;

- развивать воображение, умение фантазировать.

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• прошлое;

• будущее;

• системный оператор;

• обобщение

Во 2 половину дня 2 раза в неделю: анализ сказок, решение сказочных задач.

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : уголок природы, изо, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

Тема 8 блока (май 2013 года). Сочинение сказок

Задачи - формировать умение системного анализа сказки;

- развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать;

- обучать приемам сочинения загадок;

- развивать навыки фантазирования, активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций;

- систематизировать представления детей о жанре сказки;

- познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения

Совместная деятельность НОД с использованием ТРИЗ технологий, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

• анализ сказки по системному оператору;

• использование ресурсов для сочинения сказки;

• другая точка зрения;

• обобщение за год

Во 2 половину дня 2 раза в неделю: моделирование сказок, решение сказочных задач.

Самостоятельная деятельность детей В развивающих центрах : уголок природы, изо, театр, сюжетно-ролевые игры, конструирование.

3. Заключительный этап.

В сентябре 2013 года мною была проведена диагностика уровня развития познавательной активности детей.

Критерии оценивания брала за основные показатели познавательной активности (Флоров А. А.) :

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты.)

Указанные критерии позволили охарактеризовать три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника : низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

С целью определения уровня развития познавательной активноссти мною было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды деятельности.

Показатели уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения:

• Высокий уровень развития познавательной активности не наблюдался;

• Средний уровень развития познавательной активности наблюдался у 56%, что в абсолютном показателе составляет 9 детей;

• Низкий уровень развития самостоятельности наблюдался у 44%, что в абсолютном показателе составляет 7 детей

Итоговая диагностика будет проводиться в мае 2013 года.

Список используемой литературы

1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб. : Детство-Пресс, 2003.

2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб. : Детство-Пресс, 2003.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение,1991.

4. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995.

5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2002.

6. Дыбина О. В. Что было до. М. : Творческий центр СФЕРА, 2004.

7. Жихар О. П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

8. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2000.

9. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003.

10. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2004.

11. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.

12. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // М. И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.

13. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание. – М. : Просвещение, 1999.

14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – М. :Просвещение, 1986.

15. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 1996.

16. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.

17. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А. А.

Фролов. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность и перспективность. Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Проект «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий» АКТУАЛЬНОСТЬ Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека. Способность к членораздельной речи является наиболее значимым.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы Сoвременные дети живут и развиваются в эпoху инфoрматизации. Услoвия жизни быстрo меняются и oт челoвека требуют не тoлькo владения знаниями,.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования . Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ. Познавательное развитие.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий»
Опубликовано: 6 марта 2017 в 11:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД