Екатерина Борщева
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.
Публикация «Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток некоторых отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптической дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных прстранственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д., путаются в симметричных сторонахпространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформироанными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.
Среди механизмов оптических нарушений посьменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространнственного восприятия и представлений, зрительно-моторнорй координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода.
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий :
назвать контурные недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
найти ошибку в изображении предмета;
распределить редметы по величине, учитывая их реальные размеры;
геометрическое и цветное лото;
подбор предметов, по форме нопоминающих определенную геометрическую фигуру;
найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);
матрицы Равена;
сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
найти определенное число различий в изображении предметов;
медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры.
3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти
Основной вид деятельности — работа с образцом. Можно предложить следующие упражнения:
на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д., ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;
ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написнный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);
ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно рассмотреть и запомнить и, далее предлагают другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, прося показать все изображения с первого рисунка;
ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ — описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;
запомнить изображение 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур, букв. Цифр) и найти их среди 8-10;
запомнить парные картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялияь;
что изменилось и чего не стало.
4. Формирование пространственного восприятия, зрително-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
1. Формирование риентировок ребенка в собственном теле.
2. Формирование ориентировок в окружающем пространствев следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображенниями, геометрическими фигурами, цифрами и буквами.
3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситауции.
4. Формирование ориентирповок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:
назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на право, сверху вниз, снизу вверх;
выкладывание определенной последовательности;
определение последовательности предметов или цифрового ряда;
расположить предметы в пространстве по определенной схеме;
начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;
рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получися фигур, тем лучше;
ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец — три фигуры, каждая из которых заштриховани по разному. Ребенок должен заштриховать фигура согласно образцу.
Оценивая работу ребенка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, нечеткость линий, и т. д. Затем нужно объяснить ребенку как правильно сделать, при необходимости повторить задание.
5. Формирование временных ориентировок и представлений.
1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
2. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
3. Формирование знаний о последовательности месяцев года.
4. Развитие понимания наречий временного значения и их использовании в речи.
6. Развитие зрительно-моторной координации
копировать фигуры и их сочетания;
дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;
дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую;
найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги;
обвести контур рисунка по точкам;
заштриховать рисунок по заданным направлениям;
провести линии карандашом от одного предмета к другому\. Точно попадая в цель ;
точно воспроизвести графический ряд;
7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
1. Развитие буквенного гнозиса
выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;
подбор зрительного образа буквы (найти предметы, зрительно напоминающие букву);
стихотворное описание графического образа буквы;
анализ размеров и расположения элементов буквы;
конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);
знакомство с объемным вариантом буквы, закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);
развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева, пластилина и другого материала);
подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);
узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;
нахождение букв, цифр, написанных неправильно;
нахождение букв и сочетаний букв в ряду сходных по заданному образцу.
2. Автоматизация смешиваемых букв
знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;
самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции);
изображение буквы;
слуховые и зрительные диктанты;
автоматизация изучаемой буквы в слогах;
автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, ребусы);
запись букв и составление из них слова с его последующей записью.
3. Дифференциация смешиваемых букв
Проводится в следующей последовательности:
1. Дифференциация графически сходных букв изолированно:
разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;
записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;
зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов, а потом расшифровать их;
найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряду слитно.
2. Дифференциация графически сходных букв в слогах:
составить слоги из букв;
выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.
3. Дифференциация графически сходных букв в словах:
«Не перепутай ведра» : два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой опустить в нужный колодец;
составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами;
4. Дифференциация графически сходных букв в предложениях:
найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;
вставить в предложения смешиваемые буквы.
Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи позволит успешно подготовить детей к обученю в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.