МААМ-картинки

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Екатерина Борщева
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемсс овладения навыком письма имеет сложнейшую психо-физическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложные механизмы координации и регуляции движений.

Публикация «Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Данное нарушение может являтся результатом действия различных негативных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функционнальных систем, участвующих в обеспечении процессов письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток некоторых отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптической дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных прстранственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.  д., путаются в симметричных сторонахпространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформироанными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

Среди механизмов оптических нарушений посьменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространнственного восприятия и представлений, зрительно-моторнорй координации, недостаточную сформированность зрительной памяти.

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода.

Подготовительный период

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий :

назвать контурные недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

найти ошибку в изображении предмета;

распределить редметы по величине, учитывая их реальные размеры;

геометрическое и цветное лото;

подбор предметов, по форме нопоминающих определенную геометрическую фигуру;

найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);

матрицы Равена;

сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

найти определенное число различий в изображении предметов;

медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой рукой чертить геометрические фигуры.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

Основной вид деятельности — работа с образцом. Можно предложить следующие упражнения:

на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т.  д., ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;

ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написнный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);

ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно рассмотреть и запомнить и, далее предлагают другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, прося показать все изображения с первого рисунка;

ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ — описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;

запомнить изображение 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур, букв. Цифр) и найти их среди 8-10;

запомнить парные картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялияь;

что изменилось и чего не стало.

4. Формирование пространственного восприятия, зрително-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Формирование риентировок ребенка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространствев следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображенниями, геометрическими фигурами, цифрами и буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситауции.

4. Формирование ориентирповок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр. Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:

назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на право, сверху вниз, снизу вверх;

выкладывание определенной последовательности;

определение последовательности предметов или цифрового ряда;

расположить предметы в пространстве по определенной схеме;

начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;

рисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получися фигур, тем лучше;

ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец — три фигуры, каждая из которых заштриховани по разному. Ребенок должен заштриховать фигура согласно образцу.

Оценивая работу ребенка, следует обратить внимание на ошибки: несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, нечеткость линий, и т. д. Затем нужно объяснить ребенку как правильно сделать, при необходимости повторить задание.

5. Формирование временных ориентировок и представлений.

1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

2. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

3. Формирование знаний о последовательности месяцев года.

4. Развитие понимания наречий временного значения и их использовании в речи.

6. Развитие зрительно-моторной координации

копировать фигуры и их сочетания;

дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;

дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую;

найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги;

обвести контур рисунка по точкам;

заштриховать рисунок по заданным направлениям;

провести линии карандашом от одного предмета к другому\. Точно попадая в цель ;

точно воспроизвести графический ряд;

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.

Основной период

1. Развитие буквенного гнозиса

выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;

подбор зрительного образа буквы (найти предметы, зрительно напоминающие букву);

стихотворное описание графического образа буквы;

анализ размеров и расположения элементов буквы;

конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);

знакомство с объемным вариантом буквы, закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева, пластилина и другого материала);

подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);

узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;

нахождение букв, цифр, написанных неправильно;

нахождение букв и сочетаний букв в ряду сходных по заданному образцу.

2. Автоматизация смешиваемых букв

знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;

самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции);

изображение буквы;

слуховые и зрительные диктанты;

автоматизация изучаемой буквы в слогах;

автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, ребусы);

запись букв и составление из них слова с его последующей записью.

3. Дифференциация смешиваемых букв

Проводится в следующей последовательности:

1. Дифференциация графически сходных букв изолированно:

разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;

записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;

зашифровать смешиваемые буквы при помощи графических опор или символов, а потом расшифровать их;

найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряду слитно.

2. Дифференциация графически сходных букв в слогах:

составить слоги из букв;

выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.

3. Дифференциация графически сходных букв в словах:

«Не перепутай ведра» : два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой опустить в нужный колодец;

составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами;

4. Дифференциация графически сходных букв в предложениях:

найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;

вставить в предложения смешиваемые буквы.

Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи позволит успешно подготовить детей к обученю в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.

Публикации по теме:

Бинарное занятие в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «В гости к Радуге» Цель: Цель: Создание условий для проявления творческой активности индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии «Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу, боремся за грамотность учащихся» С. П. Редозубов Обучение письму в свете оптимизации.

Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Развитие.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Солнышко лучистое» КОНСПЕКТ Открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект бинарного занятия в младшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «В гостях у сказки» Цель: Создание условий для проявления творческой активности индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Образовательные области «Речевое развитие»,.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Занятие — КВН в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Тема: Дифференциация звуков З – Ж Цели: - дифференциация звуков З – Ж в слогах, словах, в свободной речи; - упражнение детей в звукобуквенном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 октября 2015 в 17:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Борщева (УИ 377896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД