Мария Колмогорова
Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Развитие дыхания – один из самых важных этапов коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи независимо от вида их речевого дефекта.
Дыхательный цикл состоит из трё х фаз: вдоха, выдоха и паузы. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. «Речевое дыхание» – это дыхание при речи, отличающееся от физиологического, оно характеризуется более коротким и глубоким вдохом через рот. Объем вдыхаемого воздуха по сравнению с дыханием в покое увеличивается примерно втрое. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.
Публикация «Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.
Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания : верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей с ринолалией дыхание характеризуется неправильным направлением голосовыдыхательной струи вследствие органических дефектов. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка. Открытая ринолалия тяжело отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей вследствие велофарингальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Именно нарушение функции дыхания приводит к гиперназализации, к ограничению произнесения всех звуков речи и кпроявлению в речи детей атипичных компенсаторных артикуляций (фарингальных и глоточных реализаций). Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с ринолалией выступает развитие речевого дыхания.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе.
При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся расходования речевого дыхания и дыхательных движений. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно : начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.
Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. имеющим ринолалию. А. Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе предлагаемой А. Г. Ипполитовой системы работы лежит использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком, имеющим ринолалию. Так А. Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе которой лежит использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений (Г. В. Чиркина, Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий, А. Г. Ипполитова).
Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: учиетеля-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.
Логопедическая работа над звукопроизношением с детьми ринолаликами начинается в дооперационный период, одной из основных задачей которого является формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Итак, взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности. Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, проводимые на занятиях, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.
Литература:
1. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей : Методы обследования и коррекции. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
2. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия / Под ред. О. Н. Усановой. – М., 1983.
3. Коррекционная педагогика и специальная. Словарь / под ред. Н. В. Новоторцевой – СПб. : КАРО, 2006.