Дарья Спиридонова
Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением вербальных функций отмечаются и отклонения в развитии невербальных, тесно связанных с речью, в частности зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Отмечается трудности оптического и оптико-пространственного анализа,
Публикация «Консультация для воспитателей „Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений. Впоследствии эти недостатки могут отразиться на процессе овладения ребенком письменной речью. Возникает оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях букв при письме. Для предупреждения возникновения нарушений письменной речи необходимо параллельно с коррекцией речевых расстройств уделять внимание развитию зрительных процессов.
Работа по предупреждению оптической формы дисграфии проводится в следующих направлениях:
1) развитие зрительного гнозиса: зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины.
2)Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
3)Развитие зрительного анализа и синтеза
4)Формирование пространственных представлений.
Зрительное восприятие развивается в процессе называния предметных картинок, соответствующих изучаемой в данный момент лексической теме, с постепенным усложнением в виде предъявления контурных, перечеркнутых, наложенных изображений. Также можно предложить задания на соотнесение тени рисунка с его цветным изображением, определение недорисованных частей рисунка, нахождение спрятанных на рисунке предметов. Уточнение представлений о цвете, форме и величине проводится с использованием геометрических фигур. Даются задания на выделение заданной фигуры из множества других, подбор фигур одинакового цвета (размера, формы, выкладывание ряда фигур, аналогичного данному, соотнесение формы фигуры с формой реальных предметов.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по узнаванию и различению букв. Используются задания на нахождение заданной буквы среди других, узнавание перечеркнутых букв, букв, наложенных друг на друга, обводка букв по контуру.
Развитию зрительной памяти способствуют игры «Чего не стало», «Что изменилось», «Разложи, как было». Они проводятся как на картинном, так и на любом ином дидактическом материале (игрушки, счетные палочки, природный материал).
Развитие зрительного анализа и синтеза тесно связано с конструированием. Ребенку предлагается сложить картинку из 3-6 частей, дорисовать недостающий элемент, подобрать часть к целому.
Формирование пространственных представлений начинается с развития ориентировки в собственном теле. Проводится дифференциация правых и левых частей тела, выполняются действия и движения в одном заданном направлении (наклоны, повороты, ходьба, прыжки вправо или влево, предлагается найти и показать на себе правые и левые части тела. Затем ориентировка переносится на окружающее пространство. Вначале определяется пространственное расположение предметов относительно самого себя, а затем отношение расположения 2-3 предметов по отношению друг к другу. Завершающий этап – ориентировка на плоскости (лист бумаги, стол). Даются игры и задания на расположение предметов в заданных координатах (в центре, правом верхнем, левом нижнем углах и т. д., графические диктанты.