Ольга Кретова
Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии
▼ Скачать + Заказать документы
«Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу, боремся за грамотность учащихся» С. П. Редозубов
Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса младших школьников
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится всё актуальнее.
На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Есть как противники, так и сторонники включения письма в жизнь старших дошкольников. Есть мнение о недостаточной готовности организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятности ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методик обучения письму. Другие считают, что многих сложностей в начальной школе можно избежать, если своевременно проводить подготовительную работу. Этого мнения придерживается и большинство родителей.
Публикация «Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии» размещена в разделах
Исследованиями установлено, что грамотность и каллиграфия взаимосвязаны. Например, при крупном и размашистом почерке дети хуже усваивают орфограммы, так как детский взгляд испытывает напряжение при «охвате» слова или фразы. Появление ошибок нередко вызывается нечётким или неправильным изображением букв и их соединением, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, чётко, быстро способствует повышению грамотности (Л. Я Желтковская, Е. Н. Соколова).
Я, взрослый и опытный (спасибо незабвенной Анастасии Ивановне, грамотный человек, с красивым почерком, до сих пор помню, как долго мне надо было заслужить право писать в тетради в широкую линеечку.
Оптическая дисграфия и дислексия
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших дошкольников. Расстройства письма и чтения имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Для дифференциальной диагностики необходимо знать симптоматику и механизм оптической дислексии и дисграфии.
Дислексия – это частичное нарушения процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв. Чаще всего смешиваются:
• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З, Д-Л. Ъ-Ь)
• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь,Х-К,П-Н-И).
При этом виде дислексии может наблюдаться зеркальное чтение.
Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций:
• Зрительного гнозиса:
- Ориентации в семе тела и в окружающем пространстве
- Пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и о их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их узнавание и воспроизведение в рисунках и в отражённой речи
- Зрительно-пространственные ориентировки (изучение конструктивного праксиса, изучение графической деятельности)
- Понимания сложных логико-грамматических конструкций
• Зрительного анализа и синтеза
А так же:
• Величиной зоны бокового зрения, определяющей количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению
• Недостаточностью внимания, то есть способностью отбирать нужную информацию и отбрасывать лишнюю, а именно:
1. Недостаточной концентрацией и устойчивостью
2. Недостаточной избирательностью
3. Недостаточной произвольностью
4. Недостаточным объёмом и распределением
• Низким уровнем самоконтроля и саморегуляции, который мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения интересных или однообразных заданий
• Индивидуально-типологическими особенностями
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, причины оптической дисграфии те же самые, что и при аналогичной форме дислексии.
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную, которая проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв, и вербальную, при которой воспроизведение изолированных букв сохранено, однако при написании слов имеются искажения, замены, смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Очень близко к оптической находится и одна из разновидностей дисграфий – моторная (или кинетическая, связанная с нарушением связи моторных образов слов с их звуковыми или зрительными образами, чаще всего эти дисграфии дополняют друг друга или могут существовать независимо.
Выявление предпосылок оптической дисграфии и дислексии у старшего дошкольника (1 этап)
Самый простой способ выяснения сформированности зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу
1. Взять 6 карандашей, и одну книгу, расположить их, используя предлоги НА, ПОД, В, ЗА, ОКОЛО, а последний карандаш удерживать НАД книгой. После этого последовательно задавать вопросы: «Покажи, какой карандаш лежит под книгой?» и т. д.
2. При том же пространственном расположении книги и карандашей поменять характер вопросов, и попросить ребёнка взять карандаш ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, ОТ книги. В случае затруднения в первых двух заданиях предложить третье.
3. У взрослого и ребёнка по книге и по карандашу. Положите свой карандаш на книгу, и попросите ребёнка сделать то же самое, не называя предлог ребёнку. Проведите несколько проб с разными предлогами. Если задание не выполняется – непонятно само пространственное расположение предметов и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов.
4. Правильность ориентировки в правой и левой стороне пространства.
2 этап исследования (подготовительная группа, начало обучения в школе)
1. Особенности мелкой моторики
1. Определение ведущей руки
2. Исследование пальцевого праксиса (оптико-кинестетическая организация движений). Ребёнку предлагается соединить 1-2 пальцы в виде кольца, вытянуть 2 и 3 пальцы, 2-5 (остальные при этом согнуты)
3. Динамическая организация движений пальцами. Перебор пальцев («пальчики здороваются», сначала в медленном, потом в быстром темпе. «Игра на рояле». Поочерёдное прикосновение пальцев к столу:1,2,3,4,5;5,4,3,2,1-правой, левой, двумя руками
Исследование зрительно-пространственных функций (2 этап)
1. Состояние биологического зрения ребёнка
2. Непосредственное состояние зрительно-пространственных функций
• Определение ведущей руки (проба на переплетение пальцев, проба на аплодирование, проба «поза Наполеона», исследование ширины ногтей мизинца)
• Определение ведущей ноги (предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину)
• Определение ведущего глаза (предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки)
• Определение ведущего уха (предлагается прислушаться к шуму в коридоре, приложив ухо к двери, к тиканью часов, к шороху внутри ракушки)
• Ориентировка в окружающем пространстве (что слева от тебя, что справа, спереди, сзади, вверху, внизу)
• Выполнение проб Хеда («покажи правой рукой левый глаз», «покажи правые и левые части тела человека, сидящего напротив тебя» и т. д.
• Составление картинки, разрезанной на 5,6,7,8 частей
• Конструирование фигур из палочек по образцу, по представлению
3. Состояние зрительно - моторных функций
Исследование процесса чтения (2 этап)
• Определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных)
• Слов (односложных, двусложных, многосложных 9простых и сложных по звуко-слоговой структуре)
• Предложений (простых, нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых)
• Текста
• Определить скорость чтения
• Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)
3 этап. Нейропсихологический подход
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека и связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности письма орфографическая и каллиграфическая его стороны не осознаются, основное внимание человека направлено на то, чтобы выразить свои мысли, процесс написания осуществляется легко и быстро, как бы непроизвольно. Ряд авторов, прослеживая нарушения письма (А. Р. Лурия и др.) при поражении отдельных участков коры ГМ, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Затылочная область тесно связана со зрительной организацией процесса письма, её поражение ведёт к пространственным нарушениям. Теменная область имеет серьёзное значение для обеспечения тонких и чётких движений, соблюдение чередования в нужной последовательности букв и сохранение моторного образа буквы и слова связано с премоторной областью коры. Выделяя в особую группу оптическую и моторную дисграфии мы, тем не менее, разделяем причину и следствие. Ведущим симптомом моторной дисграфии является затруднения в нахождении нужных движений для написания элементов той или иной буквы. Дети сбиваются с строчки, пишут неряшливо, буквы получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго пне вырабатывается. Оптическая же форма связана с расстройством оптико-пространственных представлений. Провести дифференциацию причин нарушений письма и чтения позволит более углублённая диагностика, которая содержит этапы, критерии, оценку в баллах за продуктивную деятельность, перечень ошибок, которые не относятся к продуктивности. Полученный в баллах результат оценивается и интерпретируется нейропсихологом, невропатологом и логопедом
Очень редко мы наблюдаем только оптическую дислексию и (или) дисграфию у ребёнка. Как правило, подобные нарушения очень «любят» сочетаться между собой, беря в «компанию» другие виды дисграфий или дислексий, так как патологические процессы, питающие эти состояния, часто имеют общую природу, или взаимно дополняют друг друга.