Елена Юшкина
Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи»
Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (расширение представлений о себе и об окружающем мире, развитие связной речи, развитие наглядно-образного и логического мышления)
Публикация «Методическая разработка „Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Более двадцати лет я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У детей данной категории наряду с речевыми особенностями наблюдаются нарушения мышления : малый запас понятий, их конкретность и ограниченность, замедление темпа мыслительных процессов, большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления свойственная многим детям эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, они, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для многих характерна ригидность мышления. Перечисленные особенности во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Особые сложности у дошкольников с общим недоразвитием речи возникают при выполнении заданий, сопряженных с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами. К таким заданиям относится отгадывание загадок. Ю. Г. Илларионова определяет, что «загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности. Она заставляет ребенка думать, развивает самостоятельность, стремление к размышлению и познанию жизни. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным.
Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий свойственные данному предмету действия или главные качества. Например:
«Птица не может ни петь, ни летать, но бегает так, что ее не догнать.»
«Он большой, зубастый, злобный,
Бродит по лесу голодный.
Берегитесь все зверушки!
Серый хищник у опушки!»
Загадка может выглядеть как вопрос: «У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?»
Любят дети отгадывать загадки и с рифмованной отгадкой :
«У колышка бродит весь день напролет,
Тихонечко блеет, травку жует.
Душистое сено с лугов привезу
И буду всю зиму кормить им …»
Дошкольники с системными нарушениями речи плохо понимают используемые в загадке метафоричные выражения, ориентируются, в основном, на прямой смысл слов. Поэтому в процессе обучения отгадыванию загадок необходимо учитывать ряд факторов:
• поэтапность работы;
• доступность лексического материала загадки;
• сформированность умения выделять существенные признаки, черты предмета или объекта и соотносить их с данными загадки,
• умение доказать свой ответ.
Большинство детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не могут отгадать даже, на первый взгляд, простейшие, всем знакомые с малых лет загадки : «Что зимой и летом – одним цветом?», «Кто зимой – белый, а летом – серый?». Здесь сказывается небольшой запас знаний детей и неумение соотнести имеющиеся знания с текстом загадки. Исходя из вышеизложенного, я, в первую очередь, работаю над уточнением и расширением словарного запаса дошкольников по всем лексическим темам, развиваю и совершенствую номинативный, предикативный и атрибутивный словарь. Совместно с воспитателями закрепляю полученные знания в процессе игровых действий с предметами, практических наблюдений за явлениями природы. Также активно привлекаю к процессу обучения и родителей : им даются рекомендации, как заниматься с ребенком («Памятки для внимательных родителей», какие книги прочитать и обсудить вместе с ребенком, в выходные дни посетить зоопарк, понаблюдать за поведением того или иного животного и составить рассказ-загадку об этом животном по плану-схеме. Надо отметить, что взрослые с удовольствием включаются в работу и вносят свои предложения, дают советы, делятся впечатлениями.
На занятиях я учу дошколят придумывать загадки самостоятельно. Сначала это загадки о предмете с указанием двух признаков (какой по цвету и форме). Затем, когда словарь детей расширится, добавляются другие признаки (какой предмет по величине, вкусу, гладкости, из какого материала сделан и т. д.). Дети с опорой на план-схему учатся составлять загадки-описания о фруктах, овощах, мебели и др. Детские работы с помощью родителей пополняют «Кузовок загадок». В свободное время ребята с удовольствием проверяют товарищей на сообразительность, загадывая одну из своих загадок.
Параллельно с подобными я учу отгадывать и традиционные загадки. Чтобы помочь дошкольникам справиться с этой задачей, использую разные виды подсказок:
имитация соответствующих действий (н. : «Если удивишься, то она поднимется. Если ты рассердишься, она с места сдвинется» - соответствующие движения бровей);
зрительная опора в виде предметов или картинок одного класса, среди которых есть предмет или картинка-отгадка;
зрительная опора в виде трех картинок, одна из которых является отгадкой,
зрительная опора в виде «зашумленной» картинки;
зрительная опора в виде картинки с недорисованными деталями.
При слушании загадок даю установку : «Дети, не торопитесь с ответом! Загадку слушайте до конца! Важно услышать и запомнить каждое слово!» («Слушай, думай, запоминай!»).После слушания отгадавший ребенок дает обоснованный ответ: «Я думаю, что это, потому что …». В случае затруднения я задаю вопрос: «Какие слова тебе «подсказывают» отгадку?». Слушание, а затем заучивание стихотворных загадок заметно улучшают у детей чувство ритма и рифмы. На подгрупповых занятиях я использую загадки как пусковой момент при знакомстве с новой темой, как вспомогательное средство при описании и сравнении объектов, а также как надежный способ активизации детского внимания и восприятия.
К концу обучения в логопедической группе все дети понимают иносказательный смысл загадок без использования наглядной опоры, т. е. опираются на свой игровой и житейский опыт, а некоторые пытаются придумать собственные загадки в стихотворной форме:
«Он воркует, он летает, Крошки в парке собирает. Он и серый, он и белый И к тому же очень смелый : Он вчера у Гарика утащил сухарики!»
(Наташа, 6 лет)
Благодаря специально подобранным упражнениям и играм у дошкольников активизировалась способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только повысила готовность детей к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставила удовольствие от их выполнения, но и подготовила их к обучению в школе.
Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако, «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего возраста. Что я и стараюсь делать, обучая своих дошколят!