Наталья Горина
Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребенка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений).
Публикация «Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР, которые составляют основной контингент детей-логопатов. Важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.
Работа по развитию оптико-пространственного представлений преследует следующие цели:
формировать целостное восприятие предметов;
формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи. .
В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика поэтапного формирования оптико-пространственного восприятия,которая несёт синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка. Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением, проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.
Основные этапы работы по формированию пространственных представлений
1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.
Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка:
- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;
- положить предмет справа или слева от себя;
- повернуть голову вправо или влево;
- наклонить голову к правому плечу или к левому.
б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» Далее детям предлагается задание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – слева или справа.
в) Определение объектов и предметов в пространстве.
- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.
е) Определение направлений в пространстве.
- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).
-Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.
ж) Графическое воспроизведение направлений.
Предварительно детей просят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
- Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+» : от первой точки – снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
- Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой – вверх, от третьей – вправо, от четвертой – влево.
- Графические диктанты.
Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления, предупреждает дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 4 изд. М. ,2007 г.
Крушельницкая О. И. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М. ,Творческий центр» Сфера», 2004 г.
Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М., Школьная пресса, 2004 г.