Елена Маркелова
Познавательно-речевой проект «Сказка в гости к нам стучится»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта Познавательно-речевой проект «Сказка в гости к нам стучится»
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями, специалистами.
Участники проекта Педагоги, специалисты, родители и дети младшего дошкольного возраста
Публикация «Познавательно-речевой проект „Сказка в гости к нам стучится“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель проекта Формирование познавательно – речевых способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Развитие творческого потенциала: активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, и развивающейся личности.
Задачи проекта Задачи для педагога :
1 Создание условий для приобщения детей к художественной литературе
2. Развитие у детей познавательно – речевых способностей : любознательности, памяти, устной и связной речи через театрализацию.
3. Формирование нравственных предпосылок посредством художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев.
4. Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи для воспитанников:
1. Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.
2. Расширение кругозора о сказках, персонажах. Формировать умение драматизировать сказки.
3. Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.
4. Формирование связной выразительной речи детей. Обогащение словарного запаса, повышение уровня коммуникативных способностей.
5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.
6. Эффективное развитие творчества и познавательного мышления дошкольника.
Задачи для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность по вопросу познавательно – речевых способностей детей.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей: совместной познавательных – речевых умений детей.
3. Дать представление родителям о значимости совместной деятельности детей, о пользе приобщения к художественной литературе и чтению детям.
Сроки реализации Долгосрочный сентябрь - декабрь 2018
Вид проекта Познавательно-речевой
Особенности проекта Опирается на личный опыт педагогов, специалистов, родителей, детей
Итоги проекта Драматизация сказки «Репка».
Постановка проблемы
В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании детей. Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить больше времени именно сказкам, так они способствуют развитию познавательно-речевым способностям и привитию нравственных качеств.
Актуальность проекта.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - одно из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка, связывается возможность обновлениями качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественна и вместе с тем выразительна, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человечка.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе все средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : Формирование познавательно- речевых способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Развитие творческого потенциала: активной, самостоятельной,эмоционально отзывчивой и развивающийся личности.
Задачи для детей:
1. Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.
2. Расширение кругозора о сказках, персонажах. Формировать умение драматизировать сказки.
3. Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.
4. Формирование связной выразительной речи. Обогащение словарного запаса, формирование уровня коммуникативных способностей.
5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.
6. Эффективное развитие творчества и познавательное мышления дошкольника.
Задачи для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательно – речевых способностей детей.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей: совместной познавательно – речевых умений детей.
3. Дать представление родителям о значимости совместной познавательно – речевой деятельности с детьми, о пользе приобщения к художественной литературе и ее чтению детям.
Задачи для педагогов:
1. Создание условий для приобщения к художественной литературе.
2. Развитие у детей познавательно-речевых способностей : любознательности, памяти, устной и связной речи через театрализацию.
3. Формирование нравственных предпосылок посредством художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев.
4. Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях.
Планирование работы:
1 этап – организационный, подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Создание развивающей среды для осуществления проекта.
3. Анкетирование родителей на тему: «Воспитываем любовь к сказкам с раннего детства».
4. Выводы по итогам проекта.
2 этап основной практический.
1. Использовать художественное слово, направленное на формирование познавательно – речевых умений.
2. Формировать начальное представление о роли сказки в нравственном воспитании ребенка дошкольника.
3. Проводить дидактические игры по познавательно- речевому развитию.
4. Чтение художественной литературы (Сказки, прибаутки, потешки).
5. Подготовить детей к драматизации сказки «Репка:
6. Познакомить детей с волшебными словами «Путешествие в страну «Волшебных слов».
7. Оформление речевого уголка.
8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов, атрибутов к показу драматизации сказки : «Репка».
9. Формировать у детей любовь и интерес к устному народному творчеству.
10. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания посредством словесных игр, пальчиковой гимнастики, физкультурных минуток, игр на развитие речевого дыхания.
11. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными. Чаще использовать в речи распространенные предложения.
4. Этап. Заключительный.
1. Анализ полученных результатов.
2. Рекомендации родителям
3. Показ драматизации сказки : «Репка».
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Интеграция областей Срок проведения Ответственный
Деятельность педагога
1. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности сентябрь Воспитатели, специалисты
2. Диагностики уровня познавательно - речевого развития детей октябрь Воспитатели, специалисты
3. Изучение и отбор содержания научно-методической литературы, нормативно-правовых документов сентябрь октябрь Воспитатели, специалисты
4. Определение основных направлений деятельности и сроков работы
сентябрь Воспитатели,
специалисты
5. Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, специалистов. сентябрь Воспитатели, специалисты
6. Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее ноябрь Воспитатели, специалисты
Деятельность с детьми
1. Диагностирование детей уровня познавательно – речевых качеств детей.
Познание
Речевое Октябрь. воспитатели
2. Тематические беседы: «В гостях у сказки», «Наши любимые герои сказок» и т. д. Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное Октябрь, ноябрь Воспитатели, специалисты
3. Экскурсия в краеведческий музей. Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное Сентябрь,
Октябрь воспитатели
4. Игры детей в дидактические игры. Речевое, познавательное Сентябрь-декабрь воспитатели
5. Проведение тематических дней:
– Помоги колобку,
– Чему нас учат сказки?
– Сказка в гости к нам стучится и т. д. Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное Октябрь- декабрь. Воспитатели, специалисты
6. Ознакомление с социальным миром: «Детский сад», «Моя группа», «Мы играем дружно» познавательное Октябрь, ноябрь воспитатели
7. Ознакомление с предметным миром:
«Волшебные предметы» (зеркало, расческа, полотенце). познавательное Октябрь, ноябрь воспитатели
8. Ознакомление с миром природы
«Что растет на огороде?», «Осень золотая», «Приметы зимы». познавательное Октябрь, ноябрь, декабрь воспитатели
9. Изобразительная деятельность
«Пирожки для бабушки и дедушки», «Овощи и фрукты на тарелке» и т. д. Художественно- эстетическое Октябрь, ноябрь воспитатели
10. Музыкальная деятельность
Слушание музыкальных произведений композиторов разучивание песенок. Художественно- эстетическое Октябрь, ноябрь Воспитатели, специалисты
11. Приобщение к художественной литературе
Чтение художественных произведений (сказки, потешки, стихи) Речевое Октябрь, ноябрь Воспитатели.
12 Заучивание небольших прибауток и потешек по речевому развитию. Речевое Октябрь, декабрь Воспитатели, специалисты
13. Развитие речи
Рассматривание иллюстраций на тему: «Любимые сказки». Речевое Октябрь, декабрь воспитатели
14 Физическая культура
Разучивание подвижных игр.
Разучивание и проведение пальчиковой гимнастики. Физическое Октябрь, ноябрь воспитатели
15
Игровая деятельность
Организация сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и упражнений на развитие познавательно – речевых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В течение всего проекта
воспитатели
Работа с родителями
1. Работа с семьями воспитанников, проведение анкетирования по познавательно – речевому развиию Сентябрь воспитатели
2 Консультация для родителей на тему: «Прививаем любовь к книге», «Читаем вместе с детьми», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”. Октябрь, ноябрь воспитатели
3. Привлечение родителей на изготовление атрибутов, костюмов для драматизации сказка «Репка». Октябрь, декабрь воспитатели
4. Совместная деятельность детей и родителей по формированию познавательно- речевых умений. В течение всего проекта воспитатели
5. Встречи за круглым столом.
«Чему нас учат сказки?». Декабрь воспитатели
6. Родительское собрание: «Учим любить книгу». ноябрь воспитатели
7. Изготовление буклетов и памяток по теме проекта Октябрь декабрь воспитатели
8. Сбор информации, наглядного материала по речевому развитию
Оформление речевого уголка. В течение всего проекта воспитатели
9. Просмотр и обсуждение драматизации сказки “ Репка”. .
Декабрь. Воспитатели и родители.
Выводы по проекту :
1. Создать познавательно- речевую среду для обеспечения комфортного пребывания детей в детском саду.
Воспитание любви и интереса к художественной литературе, единого воспитательного образовательного пространства для дошкольника, которое поддерживается в ДОУ и семье.
2. Внедрение инновационных технологий для развития интеллектуального и грамотного дошкольника.