Наталья Разживина
Неделя логопедии «Сказка в гости к нам стучится»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая методическую, психолого-педагогическую литературу, я акцентирую свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности. При ознакомлении с очередным номером журнала «Дошкольное образование», я заинтересовались незнакомой мне формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук».
Перечитав огромное количество литературы я узнала, что "Лэпбук" (lapbook) - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). По мнению авторов, которые представили свои статьи на разных сайтах и в периодической печати, "Лэпбук" представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что "Лэпбук" это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, повторить пройденный программный материал.
Публикация «Неделя логопедии „Сказка в гости к нам стучится“» размещена в разделах
Сначала я использовала лэпбук для обобщения опыта детей по теме «Осень». Первую тематическую папку «Осень» я изготовила сама и предложила ее ребятам в день рефлексии пройденной темы. Мы с ребятами рассмотрели "Лэпбук" как необычную книжку про осень, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т. д. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают об осени.
Неделя логопедии в нашей группе была посвящена теме: «Сказка в гости к нам стучится» по мотивам произведений К. И. Чуковского, и, сначала, мы с ребятами составили план «Что мы хотим помнить о творчестве писателя?». Я поставила перед детьми проблему: у нас накапливается много информации, а как же мы сможем её всю запомнить. Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку, записать и т. д. Я напомнила им о книге про осень, и спросила, сможем ли мы все вместе сделать такую же книжку по сказкам К. И. Чуковского. Ребята приняли предложенную мною цель.
Далее мы обсудили с детьми, какое содержание будет в нашей необычной книжке, наметили макет нашего лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
В содержание нашей новой папки вошло:
1. Мини-книжка «Фотоальбом»
2. Картинка-вопрос «Фрагменты сказок»
3. Корзинка с «Потерянными вещами»
4. Конверт «Кто есть кто?»
5. Кармашек «Героический поступок»
7. Конверт «Аукцион»
8. Шестиугольник «Вспомни сказку»
Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы. План, который мы составили был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели наша «книжка» (лэпбук) стала заполняться.
Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям, и рассказать над какими кармашками он работал, и что это значит.
Мини-книжка «Фотоальбом»
Конверт «Кто есть кто?»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? (Федора, Мойдодыр, Айболит и т. д.)
Картинка-вопрос «Фрагменты сказок»
Корзинка с «Потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Необходимо найти их владельца, вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Кармашек «Героический поступок»
Какой поступок совершил сказочный герой
Конверт «Аукцион»
Шестиугольник «Вспомни сказку»
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Последовательное изготовления лэпбука является культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате данной культурной практики у детей развиваютя универсальные культурные умения, такие как :
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.