Татьяна Исайкина
Образовательный проект «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Творческое название проекта «Сказка в гости к нам пришла»
Участники Воспитатели, дети второй младшей группы, руководители кружков, музыкальный руководитель, родители
Тип проекта Долгосрочный (2017/2018 уч. год)
Направление развития
Познавательное
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
(в содержание проекта заложен принцип интеграции образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.)
Актуальность проекта Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Знакомство со сказкой начинается с самого раннего детства. Поначалу это сказки - потешки, крошечные по объему произведения, насыщенные глубоким содержанием. Возьмем, к примеру, одну из таких сказок-игр «Сорока-ворона». Сорока-ворона кашу варила, деток кормила, а одному не дала каши. Таким образом, играя с ребенком, с самого раннего возраста внушается мысль о том, что кто не работает, тот не ест. Если взять сказку «Репка», то здесь утверждается смысл, что непосильная одному работа может быть выполнена, если за нее взяться всем вместе. Сказка «Теремок» учит дружбе. Слушая такие сказки, ребенок незаметно для себя усваивает и житейскую мудрость, и народный смысл сказки.
Русская народная сказка является эффективным средством формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Она имеет богатый воспитательный потенциал в силу своей привлекательности, доступности, яркости образов, широкого использования таких нравственных категорий, как «добро», «доброта», «взаимопомощь», «смелость» и др. Оптимизм, радостный конец сказок,их вера в добро, справедливость – делают их привлекательными для детей младшего дошкольного возраста.
Важной особенностью сказок является их образность, которая облегчает восприятие детей, не способных еще к абстрактному мышлению. Интерес дошкольников к сказке повышает и забавность, «волшебность» сюжета и образов. Положительные герои народной сказки дают детям нравственным ориентиры: веру в справедливость, добро, милосердие и пр. Отрицательные герои народной сказки – внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный, и поведение, поступки – характеризуют их с плохой стороны. Эти герои помогают дошкольникам усваивать представления о том, что зло будет наказано и что оно всегда плохо, безнравственно, бездуховно. Русская народная сказка всегда имеет воспитательную и нравственную направленность. Затейливая, необычная форма повествования завораживает ребенка напевностью слова, эмоциональной окрашенностью образов, доводит до его сознания самые сложные и высокие духовно-нравственные идеи.
В сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, тунеядство, зазнайство. Сказки преподносят детям поэтический образ своих героев. Нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий – все это делает сказку волнующей и интересной для детей.
Сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки. Вот почему необходимо вовремя научить детей любить сказку.
Таким образом, сказка способствует формированию у детей любви и уважения к своему народу, семье, труду, к своей Родине, поэтому роль русских народных сказок в формировании нравственного мира ребенка неоценима.
Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что ознакомление со сказкой будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению
Цель Формировать нравственно-ценные качества личности ребенка младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи
Образовательные :
- создать условия для нравственного развития ребенка;
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- способствовать усвоению детьми нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и правил доброй, совестливой жизни;
- содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказок;
- обеспечивать социальную адаптацию младших дошкольников путем введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя малые жанры фольклора;
- повысить интерес к семейному чтению.
Развивающие:
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
диагностический инструментарий (беседы с детьми);
методическая и художественная литература;
наглядно-демонстрационный материал;
микроцентры «Библиотека», «Театральная гостиная»;
ресурсы Интернет, использование ИКТ.
Социальное партнерство в рамках реализации проекта :
МУК «Детская библиотека №4».
Предполагаемый результат
Дети:
активно принимают участие в проектной деятельности совместно с взрослыми коллективно и в подгруппе;
проявляют интерес к русской народной сказке;
используют полученные знания в разных видах деятельности.
Родители:
активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с русскими народными сказками;
оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, иллюстрации к сказкам);
принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах).
Педагоги:
повышают педагогическую компетентность по теме проекта;
пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, альбомами, буклетами и т. д.
организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности Создание иллюстративного альбома «Сказки - детям».
Оформление родителями выставки «Сказка в рисунках детей».
Пополнение уголка книги в группе.
Разработка конспектов:
- «Я - волшебник»;
- «Русские народные сказки»;
- «Сочиняем сказку»;
- «Поляна сказок»;
- «Поможем сказочным героям»
Презентация проекта
Размещение опыта работы на сайте ДОУ и личных страницах в сети Интернет
2. Реализация проекта по этапам :
Этапы
Содержание деятельности
Подготовительный
1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Подбор методической литературы и других источников информации.
6. Привлечение педагогов детского сада к осуществлению проекта.
7. Опрос родителей с целью выявления уровня сформированности их представлений о значении русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего возраста.
8. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
Практический
Организация деятельности по реализации проекта :
- составление перспективно - тематического планирования мероприятий с детьми, родителями, педагогами;
- отбор методов и приемов работы;
- разработка конспектов мероприятий по изучению детьми русских народных сказок;
- показ открытых мероприятий;
- апробация системы мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
Заключительный
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
2. Подготовка к презентации.
Презентационный
1. Презентация проекта на педагогическом совете, групповом родительском собрании
3. Теоретическая значимость проекта
Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла сказки, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.
Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. Сказки для ребенка имеют особое значение.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д. Родари.
Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н. А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы формирования нравственных чувств младших дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
4. Познавательная значимость
Познавательная значимость состоит в том, что:
- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.);
- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он позволяет отражать особенности явлений реальной жизни и характер людей в сказках.
Знакомство со сказкой - это не просто представления о них, не просто игра. Это правила общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент воспитания. Сказка учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают то, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
5. Практическая значимость проекта
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей нравственных чувств посредством русских народных сказок.
А дети в свою очередь, познакомятся с русскими народными сказками, научатся понимать устное творчество русского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом.
Проведенная работа поможет детям проявлять интерес к сказкам.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на нравственное воспитание детей.
Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к устному творчеству.
Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей младшего возраста нравственных качеств личности.
6. Ожидаемые результаты
У детей:
- повысился уровень представлений детей о русской народной сказке, интерес к их изучению;
- появилась потребность активно использовать тексты русские народные сказки в самостоятельной игровой и иной деятельности, общении;
- пополнился словарный запас терминами русских народных сказок;
- проявляется эмоциональная отзывчивость на сюжет, содержание русской народной сказке, ее героев;
- повысился уровень духовно-нравственного развития.
Родители:
- оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги);
- принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.
- пополнили знания об устном творчестве русского народа, проявили интерес и осведомленность к русской народной сказке и ее использованию в процессе духовно-нравственного воспитания детей в условиях семьи;
- проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Педагоги:
- приняли участие в пополнении микроцентра «Уголок книги»;
- повысили педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, иллюстрациями, альбомами, буклетами и т. д.
- организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;
- наметили дальнейшие перспективы использования русской народной сказки в воспитании детей младшего возраста.
- подготовили итоговую презентацию «Сказка в гости к нам пришла» /по результатам проектной деятельности/.
- взаимодействуют с социумом: привлекают работников детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств;
- разместили материал по проектной деятельности на личных страницах в сети Интернет.
Литература
1. М. В. Воробьева «Воспитание отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста», СПб, 2011.
2.«Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста»/ под. ред. Т. С. Комаровой;
3. Г. К. Жукова «Нравственный беседы с детьми 4-6 лет».-М. :Изд. Гном,2012.
4. Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».М. :Просвещение,2011.
5. В. В. Гусев. Современность и фольклор:учеб. пособие/В. В. Гусев. -М. :Наука,2013.-348с.
6. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: кн. для воспитателей детского сада. -М. :Академия,2012.-76с.
8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. -Харьков:Сфера,2014.-87с.
9. Фокина Э. Д. Русский фольклор детям. -СПб. :Питер,2014.-144с.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозайка-Синтез, 2011.- 112с.
11. Проектная деятельность старших дошкольников/ авт. -сост. В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2012.- 202с.
12. Интернет-сайты https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/22/,
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/04/