Наталья Ковальчук
Педагогический проект «Сказка в гости к нам спешит» для детей средней группы 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
[h
“И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова
для любимых деток или малыша”
Основание проекта
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Публикация «Педагогический проект „Сказка в гости к нам спешит“ для детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Сказка в гости к нам спешит». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта
1. Цели:
Развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.
2. Задачи:
Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
Расширить представление детей о сказках.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Развивать традиции семейного чтения.
Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
3. Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
4. Тип проекта : творческий, групповой.
5. Продолжительность: 2 недели.
6. Ожидаемый результат:
пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
изготовление книжек – малышек;
изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
7. Презентация проекта : театральная постановка сказки «Теремок»
8. Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
Мероприятия
Работа с детьми
1.1
Цикл тематических занятий:
Пересказ сказки «Курочка ряба»
Рисование «В гостях у медвежат»
Аппликация «Сказочный теремок»
Беседа «По страницам сказок»
1.2
Чтение сказок : «Теремок» обр. Булатова; «Зимовье зверей» обр. Афанасьева; «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Три поросёнка» английская сказка; «Лиса и Ёж» румынская сказка; «Два жадных медвежонка» венгерская сказка; «Золушка» Ш. Перро; «По щучьему веленью», «Мужик и медведь», «Заяц хваста», «Петушок-золотой гребешок» обр. А. Толстого; «Лисичка со скалочкой» обр. Булатова.
Загадывание загадок о сказочных героях.
1.3
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
1.4
Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)
1.5
Театрализация сказки «Теремок»
1.6
Прослушивание сказок в аудиозаписи : «Госпожа метелица», «Мороз Иванович», «Солнце, мороз и ветер».
1.7
Включение дидактических игр в режимные моменты:
«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики собери картинку по сказкам : «Репка», «Теремок».
1.8
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
1.9
Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме
1.10
Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»
Работа с родителями
2.1
Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой»
2.2
Оформление книжек – малышек по сказкам
2.3
Выставка детских работ.
Программно- методическое обеспечение
3.1
Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
3.2
Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».
3.3
Подбор иллюстративного материала художников к сказкам
4. Создание организационно – педагогических условий
4.1
Оформление «Уголка книги»
4.2
Изготовление декораций к сказкам, маски сказочных героев, атрибутов
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по художественному творчеству (аппликация с элементами рисования) в средней группе «Сказочный теремок»
Цель: учить детей передавать в рисунке, аппликации образ сказки; развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика; совершенствовать приемы украшения.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Теремок» и остановиться на том, как медведь разрушил терем и оставил всех зверей без дома.
Воспитатель: Сегодня мишка пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так – у нас с вами помощи просит. Все мы помним, как нехорошо он поступил в сказке, так? Но мишке стыдно, вот он и просит нас помочь построить новый теремок. Ребята поможем мишке и его друзьям?
Воспитатель демонстрирует детям различные варианты домов.
Воспитатель: Прежде чем строить любой дом, мы должны представить, каким мы хотим его увидеть. Поэтому сначала мы нарисуем теремок.
Воспитатель уточняет форму терема, активизируя словарь детей : прямоугольная стена, треугольная крыша, резные окна, крыльцо или дверь. Детям предлагается украсить сказочный домик. Поощряется изображение деталей, дополняющих рисунок (деревья, небо, солнечные лучи, животные и т. д.)
Итог занятия.
Готовые работы рассматриваются вместе с детьми, выделяются наиболее интересные работы.
Воспитатель: Ну что же, мишутка, доволен ты работой ребят? Они очень старались, потому что знают, как важно помогать друзьям и не оставлять их в беде. А вам, ребята, спасибо!
Конспект занятия в средней группе по рисованию животных нетрадиционными способами «В гостях у медвежат».
Задачи. Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения; Умение правильно пользоваться кистью, салфеткой. Воспитывать желание прийти на помощь. Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Три медведя».
Материал: альбомный лист, 2 кисточки. Два образца: на одном контур медведя на другом медведь нарисованный методом тычка. Маска медведя, игрушечные мишки.
Ход НОД
Загадываю детям загадку:
«Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)
Ребята, посмотрите, сколько мишек пришло к вам в гости. Давайте подойдем к ним, поздороваемся. Как вы думаете, почему мишки решили прийти к нам в гости? (Ответы детей). Они мне сказали, что пришли искать себе новых друзей. Ребята, давайте поможем мишкам и нарисуем им много друзей. Согласны?
Посмотрите на медвежат они все разные. И большие и маленькие. Одни сидят, другие лежат. А есть еще медведи не игрушечные, а сувенирные статуэтки. С ними нужно обращаться очень осторожно, а то они разобьются.
А давайте потрогаем медвежат. Какая у них шерсть? (Мягкая, пушистая). А какого цвета медведи? (Разного). Ребята, а какие части тела есть у медведя? Голова. Какой формы? (Круглой). Туловище. Какой формы? (Овальной). А что еще есть у медведя? (Уши, глаза, нос, пасть, лапы). Молодцы!
Теперь подойдем к мольберту. Посмотрите на нарисованного медведя. (Обвожу нарисованного медведя по контуру, проговаривая названия частей тела).
Как вы думаете, какой кистью мне надо нарисовать медведю шерсть? (Толстой). Правильно толстой и чтобы мишка получился пушистый, я буду рисовать его методом тычка. Каким бы мне цветом нарисовать медвежонка? (Задумываюсь). Я хочу, чтобы он был у меня бежевый. Опускаю сухую кисть в гуашь, убираю излишки о край розетки и начинаю закрашивать медвежонка сначала по контуру (показываю, потом закрашиваю все остальное тело. Надо стараться не выходить за линию контура. Медведь готов. Я могу начать рисовать ему мордочку? (Нет). Почему? (Краска растечется, нужно подождать пока она подсохнет). А что мне нужно сделать с кисточкой? Хорошо промыть и осушить ее о салфетку. Пока мишка сохнет можно начать рисовать травку. Какую кисть мне взять для травы? (Толстую). Каким способом рисовать травку, чтобы она получилась пушистая? (Методом тычка). А какой кисточкой рисовать мордочку у медведя? (Тонкой). Рисуем кончиком кисти глазки, нос и рот. Лишнюю краску убираем о край розетки. Что надо сделать с кисточкой, когда закончите рисовать? (Хорошо промыть).
Садитесь за столы и возьмите в руку сухую толстую кисть. Покажите, как вы будете наносить краску на медведя. Вы подумали какого цвета будет у вас Мишка? (Ответы детей). С чего начать рисовать? (По контуру). Можно сразу нарисовать глаза? (Нет, краска потечет) .
Можно начинать рисунок. Макаем кисть в краску. Кто нарисует силуэт медведя, хорошо промывает кисть и просушивает ее о салфетку. Теперь можно набирать зеленую краску и рисовать травку.
Физкультминутка.
Пока ваш рисунок высыхает, идите ко мне на коврик, а медвежата посмотрят на вас и тоже повеселятся.
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь,
С погремушками ходил.
А теперь становитесь в кружок. Поиграем в другую игру. Давайте считалкой выберем ведущего:
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Здравствуй, мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три
А водить-то будешь ты!
Игра. (Ведущий показывает фигуру, другие дети ее повторяют. Ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению лучше, за ним повторил, и игра повторяется с новым ведущим. На ведущего надевается маска медведя) .
Мишка во кругу стоит,
Круг на Мишеньку глядит.
Ну-ка Мишка, покажи
Что нам делать
Раз, два, три!
Игра повторяется три раза.
А теперь садитесь за столы и продолжим рисовать.
По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.
Ребята, теперь давайте спросим у медвежат, понравились ли им новые друзья, которых вы нарисовали. Они говорят, что очень понравились, и они заберут их с собой. А пока медвежата просят остаться в вашей группе до вечера. А мы повесим ваши работы на стенд, чтобы все видели, сколько новых друзей вы нарисовали медвежатам.